суббота, 24 сентября 2016
Оригинал взят у в
Небесный пароход
164 года назад, 24 сентября 1852 года впервые поднялся в воздух первый в мире паровой дирижабль, а одновременно - первый в мире летательный аппарат с механическим двигателем. Его создатель - 27-летний французский инженер и воздухоплаватель Анри Жиффар, воспользовался паровой машиной, поскольку никаких иных силовых установок, способных привести в движение воздушное судно, в те времена просто не существовало. Электрический мотор не годился, так как до изобретения аккумулятора оставалось еще семь лет.
читать дальшеМасса сконструированного Жиффаром "легкого" одноцилиндрового паровика с котлом и топкой составляла 150 кг, а его мощность - три лошадиные силы. По тем временам это считалось неплохим показателем. Машина работала на угле, то есть, пилот дирижабля одновременно являлся кочегаром. Двигатель вращал трехлопастный винт диаметром примерно 4 метра с лопастями из тонких листов металла. Чтобы избежать воспламенения водородного баллона искрами, летящими из дымовой трубы, ее пришлось делать коленчатой, в виде буквы "П", и выводить вниз, под гондолу.
Шелковый баллон дирижабля имел длину 44 метра и объем 2500 кубометров. Под ним на веревках была подвешена открытая деревянная гондола с двигателем и небольшой площадкой для пилота. По курсу дирижабль управлялся большим треугольным полотняным рулем поворота, а по высоте - выпуском газа и сбросом балласта. При необходимости можно было бросить якорь и подтянуть аппарат к земле.
В ходе испытаний дирижабль Жиффара под управлением его создателя пролетел 27 километров за три часа, то есть, его скорость составляла 9 км/ч. Правда, частично она обеспечивалась попутным ветром. В полете Жиффар набрал солидную высоту 1800 метров и несколько раз совершал развороты, убедившись в эффективности воздушного руля. Однако в обратном направлении, против ветра, дирижабль лететь не смог, не хватало мощности двигателя. Таким образом, испытания завершились лишь частичным успехом, подтвердив принципиальную возможность управляемого моторного полета аппарата легче воздуха.
В 1855 году Жиффар построил новый дирижабль увеличенного объема и с более мощным мотором, способный поднимать двух человек. Однако это ужа другая история.
Вверху - гравюра XIX века, изображающая полет дирижабля Анри Жиффара, а в низу - его современная 3D-модель.


Гондола дирижабля Жиффара крупным планом и портрет изобретателя.
@темы:
дирижабли