15:39

Оригинал взят у в что непонятно в "Собачьем сердце": социологический ликбез
С недавних пор в Рунете снова активизировалась риторика с использованием фигур Преображенского и Шарикова. На эту тему отметились самые разные люди - от Ксюши Собчак до Людмилы Петрановской. Зачастую с дикими передёргиваниями булгаковского сюжета. Ссылки приводить лень, кто хочет - найдёт, я же сейчас буду обсуждать не конкретные тексты конкретных авторов, а ту аберрацию, которой у нас подверглось восприятие булгаковского романа.
Эта аберрация сложилась ещё в перестройку и до сих пор задаёт тон. Независимо от того, симпатизируют ли читать дальше



@темы: книги

Комментарии
07.11.2016 в 17:52

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
Прикольно, что автор добрую треть поста разбирается с происхождением профессора Преображенского, хотя тот сам совершенно конкретно сообщает в тексте повести: "Отец - кафедральный протоиерей". )))
Так что разночинец в данном случае - все-таки, чересчур. Кем бы ни был дальний предок, но настоятель главного окружного храма - это уже, скорее, представитель знати, которая, собственно, и есть аристократия. А вот, кстати, рядовые помещики, имевшие обыкновение закусывать водку супом, к ней как раз обычно и не принадлежали. Отпрыск кафедрального протоиерея вполне мог смотреть на таких свысока. А уж будучи европейским светилом медицины...
Безусловно, это ни в коей мере не означает, что "Собачье сердце" таки следует расценивать как историю про "белая кость vs. быдло". Однако думаю, попытка обойти естественную эволюцию тоже не главная и, тем более, не единственная тема. Значимая, да, но рассматривать этот вопрос как основной, имхо, слишком упрощенно.
08.11.2016 в 09:21

Еще пара уточнений. Во-первых, прислуга в доме богатого человека - ни в коем случае не пролетариат. Они, правда, и не мещане, поскольку своих домов не имеют. Но и не пролетариат. Пролетариат - это заводские рабочие. Плюс - в целях поиска точек опоры в деревне - "сельский пролетариат", батраки. Точка. То, что Преображенский понимает пролетариат как-то иначе - недоказуемо, хотя по аналогии с латынью и не исключено. Но вряд ли. Здесь скорее игра на промежуточном значении - то есть Преображенский в виду-то это имеет, но ЗНАЕТ, что имеют в виду его собеседники, и - соответственно - иронизирует. Причем основания у него для этого есть - см. историю судимостей Клима Чугункина. Так что он вполне себе высокомерен. И еще одно. Булгаков действительно шатался по окопам, лечил сифилис у мужиков - но Преображенский-то в это времени жил себе в своей квартире, жил сыто, зарабатывал репутацию светила - и репутацию полезного власти человека, учился дергать за нужные ниточки... Он изначально показан Булгаковым как сытый в стране голодных. Да, заработано, заслуженно сытый (не думаю, что давно и прочно голодный Булгаков ему завидует, прямых обвинений вроде бы в тексте нет) - но для голодных это малосущественно. И то, что голодные сами виноваты в творящемся бардаке - конечно, правда, но где-то и самооправдание.
Не вспомню сходу, то ли у Вулфа, то ли у Дос Пассоса есть эпизод, когда сталкивается глазами богатая дамочка и ей служанка. Дамочка из активных и деловых (это довоенная Америка, никакого инфантилизма!), она вполне себе умеет и жить, и зарабатывать деньги, и сама себя обслужить - и не помереть с голоду. Она все это умеет лучше, чем умеет её служанка. Она сама заработала многое из того, что имеет, а если потеряет - заработает снова. А служанке слабо, она глупее, тупее, нерешительнее, и руки у неё кривые. Все так и вроде бы все справедливо. Но вот ловит хозяйка этот ненавидящий взгляд человека, который никогда не имел шанса стать таким, как она - и понимает, что эта ненависть как минимум не менее справедлива, чем существующая расстановка в социальной пирамиде. Если существует класс людей, который предназначен работать ... не скажу больше, но тяжелее, чем профессор Преображенский, а жить и питаться много хуже, при этом обеспечивая своим трудом возможность Преображенскому не надрываться ради куска хлеба и в результате выбиться в мировые светила - вряд ли стоит удивляться, что у этого класса есть классовое сознание (с) Честертон с модификациями к случаю.
Полагаю, не понаслышке зная народ, Булгаков не мог не понимать и этого.
08.11.2016 в 09:22

Еще пара уточнений. Во-первых, прислуга в доме богатого человека - ни в коем случае не пролетариат. Они, правда, и не мещане, поскольку своих домов не имеют. Но и не пролетариат. Пролетариат - это заводские рабочие. Плюс - в целях поиска точек опоры в деревне - "сельский пролетариат", батраки. Точка. То, что Преображенский понимает пролетариат как-то иначе - недоказуемо, хотя по аналогии с латынью и не исключено. Но вряд ли. Здесь скорее игра на промежуточном значении - то есть Преображенский в виду-то это имеет, но ЗНАЕТ, что имеют в виду его собеседники, и - соответственно - иронизирует. Причем основания у него для этого есть - см. историю судимостей Клима Чугункина. Тем не менее, он вполне себе высокомерен, осознанно высокомерен причем. И еще одно. Булгаков действительно шатался по окопам, лечил сифилис у мужиков и т.п., но Преображенский-то в это времени жил себе в своей квартире, жил сыто, зарабатывал репутацию светила - и репутацию полезного власти человека, учился дергать за нужные ниточки... Он изначально показан Булгаковым как сытый в стране голодных, именно для этого повесть начинается с прохода пса по Петрограду. Да, заработано, заслуженно сытый (не думаю, что давно и прочно голодный Булгаков ему завидует, прямых обвинений вроде бы в тексте нет) - но для голодных это малосущественно. И то, что голодные сами виноваты в творящемся бардаке - конечно, правда, но где-то и самооправдание.
Не вспомню сходу, то ли у Вулфа, то ли у Дос Пассоса есть эпизод, когда сталкивается глазами богатая дамочка и ей служанка. Дамочка из активных и деловых (это довоенная Америка, никакого инфантилизма!), она вполне себе умеет и жить, и зарабатывать деньги, и сама себя обслужить - и не помереть с голоду. Она все это умеет лучше, чем умеет её служанка. Она сама заработала многое из того, что имеет, а если потеряет - заработает снова. А служанке слабо, она глупее, тупее, нерешительнее, и руки у неё кривые. Все так и вроде бы все справедливо. Но вот ловит хозяйка этот ненавидящий взгляд человека, который никогда не имел шанса стать таким, как она - и понимает, что эта ненависть как минимум не менее справедлива, чем существующая расстановка в социальной пирамиде. Если существует класс людей, который предназначен работать ... не скажу больше, но тяжелее, чем профессор Преображенский, а жить и питаться много хуже, при этом обеспечивая своим трудом возможность Преображенскому не надрываться ради куска хлеба и в результате выбиться в мировые светила - вряд ли стоит удивляться, что у этого класса есть классовое сознание (с) Честертон с модификациями к случаю.
Полагаю, не понаслышке зная народ, Булгаков не мог не понимать и этого.
11.11.2016 в 15:36

Прикольно, что автор добрую треть поста разбирается с происхождением профессора Преображенского, хотя тот сам совершенно конкретно сообщает в тексте повести: "Отец - кафедральный протоиерей". )))
Так что разночинец в данном случае - все-таки, чересчур. Кем бы ни был дальний предок, но настоятель главного окружного храма - это уже, скорее, представитель знати, которая, собственно, и есть аристократия.

Рина Дзене, аристократия в медицину тогда особо не рвалась, насколько я знаю - тем более в хирургию.:) Происхождение и отцовские связи Преображенскому могли существенно помочь, если б сам он подался не в медицинский вуз, а в семинарию и дальше делал карьеру в белом либо в чёрном духовенстве. Но во врачебной среде была своя иерархия.

Мне показалось занимательным, что процесс хирургической операции, проводимой профессором, и процесс приготовления котлет кухаркой М.А. Булгаков описывает практически в одних и тех же выражениях: "Пёс видел страшные дела". Мне кажется, или в такой характеристике содержится не только авторское одобрение персонажа? Да и аналогия профессорского эксперимента не только с кухаркной работой, но и с большевистским экспериментом тоже напрашивается. Вот интересно было профессору - прикормил случайную собачку, особо никого не спрашивая, и под скальпель пустил. В высоких научных целях, без всякой личной корысти. Не понравился результат - сызнова под скальпель пустил, и снова никого особо не спрашивая.:D

Уж если искать компромат на профессора, то и ходить далеко не надо. "Я Вам, мадам, пересажу яичники обезьяны". Вот скажите, пожалуйста, откуда в голодной Москве начала-середины 1920-х гг. доноры-обезьяны в товарном количестве? В зоопарках они за время гражданской войны повымерли от бескормицы, выписывать из зарубежных питомников таких обезьян - на вес золота выйдет. Или у профессора запредельный блат, либо он вводит в заблуждение пациентку. Что подпадает под статью Уголовного кодекса.;) Не говоря уж о том, что профессор проводит операции на дому (а не у себя в клинике, хотя таковая у него есть), притом не ставя в известность об этом государство. Швондеру, к примеру, он говорит, что в этой комнате он режет кроликов - и потому и говорит, между прочим, что признайся он в том, что на дому он оперирует людей - управдом с радостными воплями немедленно побежал бы в суд и выселил профессора на 100 % законных основаниях. И это не говоря о том, какие именно операции профессор делает. Один из его пациентов жалуется, что в очередной раз подцепил юную нимфу 15 лет от роду, и профессор - "ну хорошо, но это в последний раз" помогает товарищу соответствовать. Где-то там у него и подпольные аборты всплывают. От чего он исцелял или что пересаживал высокому советскому чину, у которого попросил защиты от Швондера, я и предполагать стесняюсь... Не спорю, что на гонорары и блат от тогдашних уважаемых людей профессор мог себе позволить жить и работать в семи комнатах. Но и идеализировать его не стоит.