Оригинал взят у в
Кураев запостил интереснейшую статью. Суть сводится к следующему: американские преподаватели славистики, сами русские, из года в год дают американским студентам фильм "Собачье сердце" - и из года в год удивляются восприятию.
Американские студенты не только не готовы считать Преображенского своим капиталистическим гуру, но и вообще не считают его положительным героем. У американских молодых людей серьезные претензии к почтенному профессору и они не понимают восхищения русских преподавателей этим персонажем. Русским преподавателям все кажется, что тут какая-то ошибка, что американцы
просто не понимают... А вы почитайте, чего конкретно они не понимают.
читать дальше«Я думаю, что Преображенский не уважает этих людей не потому, что они пролетарии, а потому, что они бедные простые люди. Поэтому я думаю, что доктор немножко эгоист и сноб. Ясно, что он думает, что он самый главный человек в СССР и что он заслуживает семи комнат».
«Мнение Преображенского о разделении труда — эвфемизм о классовом обществе. Он хочет оставить все как есть, так как он живет удобно. После революции Преображенский столкнулся с неудобствами и страданиями, которые до революции испытывал весь народ».
«У него была большая квартира, служанки, деньги, влияние, все, чего не имел пролетариат. Он продолжает обогащаться, никогда не страдает. Конечно, Преображенский ненавидит, не уважает и боится пролетариата не только потому, что электричество иногда гаснет, но также, что важнее, потому, что пролетариат грозит приятной жизни профессора».
Короче:
После того как западным миром был сформирован концепт «интеллектуала», сильный интеллект без внимания к нуждам других людей и интересам общества — не кажется молодым американцам столь уж большим достоинством.
Американские студенты видят в профессоре не высокий культурный и моральный авторитет, а… С американской точки зрения профессора отличает именно некультурность. Они упрекают профессора Преображенского в заносчивости, некорректности, несоблюдении правил общения.
Не узнаете, нет? Господи, да американские студенты попросту хотят, чтобы профессор Преображенский был интеллигентом! То есть придерживался этических и поведенческих норм той самой русской интеллигенции, на которую молилась интеллигенция советская. Ну, знаете, "воспитанный человек не тот, кто не прольет соуса на скатерть", и так далее. Можно спорить о том, насколько эти нормы разумны, насколько неразумны. Можно спорить о том, выдержат ли эти нормы столкновение с настоящим живым пролетарием (известно, что общение с настоящими живыми неграми зачастую очень быстро превращало бывших советских людей, воспитанных в духе пролетарского интернационализма, в отъявленных расистов). Но считать себя носителями норм русской интеллигенции и одновременно поднимать на знамя профессора Преображенского - это все же некоторое противоречие.
На самом деле, я знаю возможное объяснение. Дело не в Преображенском. Дело в Евстигнееве. Я в свое время слушал замечательную лекцию Безяевой, где она буквально на пальцах показывала, как гениальный Евстигнеев средствами коммуникативного уровня превращает профессора Преображенского из нервозного, истеричного хама барина, каким он выведен у Булгакова, в того кумира советской интеллигенции, у которого уже не первое поколение учится "правильно разговаривать со Швондерами". Естественно, что американцы, плохо владеющие или вовсе не владеющие коммуникативным уровнем русского языка, этой магии не поддаются. И... и, в общем-то, видят Преображенского таким, каков он и есть на самом деле. (Примеров из лекции потом парочку приведу, если тетрадку найду. Ну, или можно просто сравнить текст книги и текст фильма, там все должно быть вполне наглядно).
P.S. Того Преображенского, который у Булгакова, идеально сыграл бы Никита Михалков. Вот просто один в один. Включая усы.
"Важный пёсий благотворитель круто обернулся на ступеньке и, перегнувшись через перила, в ужасе спросил:
– Ну-у?
Глаза его округлились и усы встали дыбом".
Да, Преображенский хам, поповский выкормыш, считающий себя лучше и выше других, равно презирающий всех - и пролетариат, и недобитых большевиками помещиков; лицемер, одновременно рассуждающий о том, что "ласка - единственный способ, возможный в обращении с живым существом, и террором ничего добиться нельзя", и о том, что нужно "поставить городового рядом с каждым человеком"; мерзавец, зарабатывающий деньги на омоложении сластолюбцев и абортах 14-летним девочкам; врач (!), пытающийся отговорить коллегу от убийства аргументом "а вдруг попадемся"...
Но если Михалков сделал бы как у Булгакова - обухом по лбу (а "Собачье сердце" в стилистическом смысле достаточно слабое произведение Михаила Афанасьевича), то у Евстигнеева - тончайшая и красивейшая работа. Этот нарочито печальный взор, текучая речь, ветхозаветное лицо... Плюс Бортко еще и убрал из сценария фильма самые откровенные моменты. Но сущность профессора от того не изменилась. Под этим всем благолепным фасадом - пакость и гниль. И их прекрасно видно. Тому кто имеет глаза.
Честно говоря, удивилась, прочтя, что "русские преподаватели восхищаются этим персонажем". Что это за преподаватели и где таких выпускают, вообще?
Потому что действительно, восхищение им это, имхо, чисто наша отечественная фишка, причём именно "тех" поколений. Которые, устав от застоя, начали искать спасение в другой крайности и рукоплескали рупору социал-дарвинизма, разъясняющему, кто стоит на какой ступени эволюции (в собственных глазах ведь каждый стоит на самой высокой ступени эволюции, а сосед по гаражному кооперативу, с которым не получается договориться о том, кто должен косить траву между гаражами, — на явно низшей).
Делать из этого факта культ и пытаться "защищать профессора от нападок гарвардских студентов" — какая-то глупость и заидеологизированность.
Чистое имхо, разумеется.
Вот им и дали персонажа, который жил в семи комнатах вопреки режиму и презирал быдло, "справляясь" с ним с помощью лапы в верхах. Всё как они мечтали — идеал же
Если за счёт лапы в верхах катается как сын в масле и радуется жизни племянник председателя обкома Петров, то это свидетельство прогнившей на корню советской системы.
Если то же самое делаю великий и неповторимый Я — это социальная справедливость.
Преображенский выражал то, чем отечественный интеллигент очень хотел стать, но не мог, потому что не было ни лапы сверху, ни наглости.
и он действительно нуждается в разных помещениях для осмотра пациентов и для операций, и лаборатория ему тоже нужна
ужас как обнаглел, не хочет он есть в операционной и спать в смотровой
Особенно тот чиновник, который и обеспечил ему такие условия
Тут есть пространство для долгих и бесполезных спекуляций, сколько там интересов науки и государственных, а сколько — личных данного чиновника.
Но это непринципиально.
Выдающийся учёный при этом остаётся надменным социал-дарвинистом. И здесь, по моему мнению, американские студенты (при всей их наивности) куда ближе к истине, чем постсоветская интеллигенция, занимающаяся резонёрством вместо осмысления своего прошлого и оставления его там, где ему место (т.е. именно что в прошлом).
Первая состоит в том, насколько Преображенский имеет право жить в своём имуществе. Да, у него много комнат, а у других мало - но насколько "отнять и поделить" в данном случае нам кажется оправданным?
Ответ зависит от наших ценностей и воззрений.
Вторая в том, насколько Преображенский хороший человек. Тут тоже ответ зависит от наших ценностей и воззрений, от того, как ведут себя хорошие люди в нашей голове.
Третья в том, насколько Преображенский как человек ценнее других людей. И тут ответ зависит от наших ценностей и воззрений - считаем ли мы людей учёных, многого добившихся профессионально выше и важнее, чем не добившихся.
Насколько профессор может считаться нравственным авторитетом, в которые его возводит отечественная тилихенция. Или правы американские студенты, и профессор — скажем мягко, не очень хороший человек, и брать с него пример не надо. Я, как уже сказал, скорее на стороне студентов.
Остальные вопросы тоже интересны (к примеру, я ни разу не уверен, что он был именно владельцем своей квартиры — до революции она, скорее всего, принадлежала владельцу дома, но не профессору), но к обсуждению основного имеют опосредственное отношение.