Оригинал взят у в Гвидонова нотация
Гвидо д'Ареццо (990-1050), бенедиктинский монах, изобрел нотную запись. Он ввел 4-линейный нотный стан с обозначением высоты звука на каждой линии буквами латинского алфавита. То есть как числовой ряд долгое время записывался буквами во многих системах математической нотации, так и музыкальный ряд записывается буквами, в 4-разрядной системе (обозначение звуков буквами на Западе с Х в., но не в "ранговой" системе, как у Гвидо). Гвидо Аретинский придумал и систему сольмизации, сольфеджио (ut, re, mi, fa, sol, la). Это было придумано в дидактических целях, для преподавания: слоговые названия ступеней звукоряда взяты из молитвы к Иоанну Крестителю:
UT queant laxis
REsonare fibris
MIra gestorum
FAmuli tuorum
SOLve polluti
LAbii reatum
Sancte Ioannes

Придумано было для обучения певчих, чтобы они могли петь по нотам. Теперь можно было записать мелодию, и певчие могли по записи правильно спеть ее. В этом и состояло значение музыкальной номенклатуры - вслед за номенклатурой языка (алфавит) и номенклатурой математики (числовой ряд, разряды чисел). Линии нотной записи являются точной аналогией рядов в счетах (абаке) и уровней (рядов) на счетной доске, то есть - математических разрядов.

Прежде чтобы научить человека петь, надо было каждому ученику преподавать мелодию, напевать ему и контролировать исполнение, поправляя при каждой ошибке. Насколько можно судить по вазовой живописи античности, учитель и ученик усаживались друг против друга, учитель играл, ученик пытался ему подражать, никакие записи или ноты не использовались. Все музыкальное умение опиралось на память - до недавнего времени вся арабская музыка передавалась по памяти. Каждой песне надо учить каждого ученика. После создания музыкальной номенклатуры появилась возможность учить сразу многих, и - "всем" песням сразу, чтению записей, сделанных этой нотацией. До введения номенклатурной реформы Гвидо певчих учили 10 лет, после - два года (речь об усвоении всего необходимого репертуара песен). Время обучения сократилось в пять раз. Незнакомые мелодии стало возможно разучивать самостоятельно, без учителя, читая нотную запись.
читать дальше



@темы: история музыки