Всё зависит от того, когда жил пророк, который и дал жизнь новой религии -
Заратуштра (ака
Заратустра, он же
Зардушт, ака
Зороастр). Ученые к единому мнению о датах его жизни пока не пришли. Впрочем, одно ясно точно - именно Заратуштра считается в религиозной традиции автором книги "
Авеста", которая у зороастрийцев выполняет роль священного писания. Продиктованного, естественно, божеством, так что "и он пророк его" (причем единственный). Нынче зороастрийцы (они же
парсы) - небольшая маргинальная религиозная община в Иране и Индии, а также связанные с нею диаспоры в Европе и США. Ислам сломал своему главному конкуренту хребет и практически уничтожил. Но до того на протяжении более тысячи лет учение доминировало в Иране, являясь не только религией большинства населения, но и правящих династий.
Верховное божество пантеона зороастрийцев -
Ахура Мазда (ака
Ахурамазда, на пехлеви -
Ормузд), дословно "Господь Мудрый". Он - всё, что связано с добром, светом и прочими превосходными эпитетами (вездесущий, всеведающий, наимудрейший, наиблагой, наивеличайший и пр.), творец всего сущего, а также прародитель-демиург всех других божеств (или, точнее, ангелоподобных созданий-духов)
Ахур[ов]. Среди которых выделяются
Амешаспенты ("Бессмертные Святые"

, шестеро первосотворенных, выполняющих функции богов-покровителей -
Воху Мана (
Бахман) отвечал за скот и животных,
Аша Вахишта (
Ардибешехт) управлял огнем,
Хшатра Ваирья (
Шахривар) повелевал металлами,
Спента Армаити (
Спандармаз, ака
Эсфанд) отвечала за плодородие почв и землю,
Хаурватат (
Хордад) повелевал водами,
Амеретат (
Амордад) отвечал за растения.
Фаравахар - главный символ зороастризмаПрочие Ахуры делятся на
Язатов (более всего похожих на ангелов - например,
Митра, отвечавший за дружбу и согласие),
Ратов (олицетворенных глав-покровители какой-либо группы - ратом людей был Заратуштра, ратом гор - гора Хукарья, ратом злаков - пшеница, и пр.) и
Фраваши (светлые духи, присущие каждому живому созданию - их воплощением был символ
фаравахр, главный религиозно-опознавательный знак зороастрийцев, вроде креста или полумесяца). Все они связаны со светом и теплом - именно поэтому в зороастризме так почитались огонь и солнечный свет, как зримое воплощение всего божественного.
Однако же каждому богу в приличной монотеистической религии нужен дьявол - и у Ахура Мазды он есть в виде
Ангра-Майнью (ака
А[х]римана - "Злого Духа"

, своего рода темного двойника, который повелевает тьмой, ложью, злобой, безобразиями и прочими несветлыми вещами. Сам он не может ничего творить, но большой мастер извращать доброе - посему и сеет болезни, отраву, создает хищных зверей и повелевает
дэвами (злыми духами). Весь мир - это поле боя Ахура Мазды с Ангра-Майнью, и борьба сия будет длиться четыре эпохи по 3000 лет каждая. Закончится же всё судным днем -
Фрашо-керети (
Фрашкард), когда придет
Саошьянт (ака
Сосиош - "Спасущий"

, который одержит победу над силами зла, истребит темных духов, разрушит ад, воскресит души праведников и установит всемирное царство света. Хотя на самом деле саошьянтов будет трое - каждый завершит одну из эпох по 3000 лет и "восстановит истинный зороастризм", и лишь последний устроит тотальный Фрашо-керети.
Ормузд супротив Аримана - покой им только снится...Всё сие нужно, естественно, для самого главного - существования рая и ада, куда попадают души людей в зависимости от того, как они себя вели. Те, кто придерживался праведного пути (
Аша), следуют в рай, те, кто ходил путями лжи (
Друдж) - снизойдут во ад. Решение принимается на посмертном суде, где взвешиваются все деяния человека, и ежели добрые перевесят хоть на волос - лети птицей вверх, а ежели напротив - дэв
Визареша утащит вниз. Согласно другому представлению, в рай ведет особый мост
Чинвад - для праведника он широкий и удобный, а для грешника превращается в острое лезвие, с которого душа соскальзывает и летит во ад...
В "бренном настоящем" определяли, насколько праведна жизнь каждого человека, и сколько добра он накопил внутри себя, естественно, жрецы. Греки называли священников-огнепоклонников
магами (и отсюда произошло европейское слово, приклеившееся к волшебникам), а иранцы -
мобедами (слова однокоренные). Они поддерживали священный огонь в храмах и наставляли людей в праведной жизни - ну, всё, как положено. Верховный жрец звался
мобедан мобед ("мобед мобедов"

, имеющий право принимать решения по спорным вопросам религии, законов и светской морали.
Сар мобед возглавлял всю зороастрийскую церковь определенной области, ему подчинялись
дастуры (мобед, надзирающий за несколькими храмами, из их числа выбирался мобедан мобед), которым подчиняются простые мобеды и
хирбады (прошедшие специальное обучение и получившие частичное посвящение молодые жрецы).
Зороастрийский священникМобедами могли стать только здоровые (без физических изъянов) мужчины из семей мобедов, не запятнанные смертными грехами. Существовали и два "внесистемных" сана - наивысший и наинизший. Наивысший
рату был абсолютным авторитетом в вопросах веры, его слово было словом Заратуштры и самого Ахура Мазды, и не в каждое время жил такой человек (ибо от него, увы, могли потребовать пройти испытание огнем). А
мобедъяромбыл наиболее авторитетный в вопросах веры обычный общинник, который помогал мобедам в богослужениях или даже замещал их по необходимости.
Обычные же миряне должны пять раз в день молиться и носить специальный пояс
кошти (
кусти,
кушти) из 72 шерстяных нитей и с четырьмя узлами, который носится на талии, и перед молитвой (и вообще решением любых важных дел) зороастрийцы его перевязывают (это ритуал). Кошти такой же атрибут огнепоклонника, как и нательный крест у христиан. Есть и специальная священная рубаха
седре, сшитая из одного куска хб-ткани девятью швами - ее надо надевать как можно чаще. Кошти и седре должны быть чистыми, и для этого их можно менять (по крайней мере два раза в год - на праздниках
Новруз и
Мехреган).
qebedo.livejournal.com/1026812.html