Вернемся к Риму, хотя и с некоторым отступлением от собственно римского права.
Почему античная цивилизация не пошла по технологическому пути развития?
На то есть причины, конечно, и чисто экономического свойства - рабство. Просто не очень надо было. Технологическая революция позднего Средневековья, например, связывается многими историками с Великой чумой, выкосившей в Европе, главным образом, рабочие классы и оставившей ее без рабочих рук.
Но была причина и более глубокого свойства - это отношение античного человека к природе.
Во главе угла, в центре внимания и этого мира* для античных мыслителей стоял Человек. А всё его окружающее они воспринимали исключительно как обстоятельство его жизни. Так, природа и была для них Обстоятельством. С каковым обстоятельством они уживались по-разному. Греки к нему прилаживались и приспосабливались, римляне его преодолевали и ломали.
читать дальшеТак, если грекам надо было построить дорогу, они пускали по горам осла, и где он пройдет, там и прокладывали серпантин. Если им нужен был порт, они искали удобную гавань. Если дорогу строили римляне, они прокладывали наиболее короткий маршрут и уничтожали на пути все препятствия - срубали холмы, спускали озера, рыли тоннели, перекидывали мосты. Не важно, сколько усилий потребуется на устройство дороги, важно лишь чтобы потом ей было удобнее пользоваться. Поэтому до сих пор римские дороги - одни из главных магистралей Европы, только расширенные и заасфальтированные. Если римлянам был нужен где порт с гаванью, они ее просто выкапывали. Ну, правда, у них и ресурсов было побольше, чем у греков классической поры. Так тут тоже непонятно, где причина, а где следствие, что у них этих ресурсов стало больше.
Но, несмотря на такой разный подход к обращению с природой, отношение к ней у греков и римлян было, в общем, одинаковое - они ею не интересовались самой по себе. Вы не найдете в античной литературе "описаний природы". Какие-то природные явления или объекты могут попасть туда только если они как-то влияют на сюжет и вообще на деятельность людей. Упоминание камня может быть только в том контексте, когда об него споткнулся полководец и от этого битва пошла иным порядком. У Цезаря описание географии и природы Галлии довольно подробны, но, как говаривал Н.А.Федоров, "для него любая река - это водная преграда, а любой холм - это "высота №...".
Если посмотреть на помпейские стенные росписи, то там, где есть эффект "прозрачной стены", мы увидим буколические пейзажи. Причем "буколические" (пастушеские) они в самом прямом смысле - это обработанная, обрабатываемая или пригодная для обработки земля. Это виноградники, пастухи со стадами, обустроенные гавани с кораблями и лодками... Никогда вы там не найдете "китайских" мотивов - дикие скалы с кривыми соснами, водопады и проч.
Потому что никакой прелести в дикой природе для римлян не было. Они ее не любили и боялись. "Девственный лес" для них был местом не только опасным, но и некрасивым. Нечеловеческим. Наша тяга к местам, "где не ступала нога человека", показалась бы им безумием. Красивый пейзаж - это природа обустроенная и очеловеченная. Любые выходящие за рамки обычных (то есть как бы "невидимых") явления природы римлян пугали и воспринимались ка знамения. Начало 9-й оды Горация современным читателем воспринимается как рождественская сказка - пушистый снег на деревьях, жарко трещит камин, все пьют глинтвейн. На самом же деле оно дышит ужасом (что я попытался хоть частично передать в своем переводе)
Продолжение следует.
* Интересно, кстати, как этот мир у всех по-разному назывался. Греки называли его kosmos, что часто переводят как "красота", но это не совсем так. "Космос" - это красота через некоторую гармонию составляющих частей. Скажем, этим словом мог называться набор украшений или конская сбруя. Короче, это что-то вроде "ансамбля". Для римлян этот мир - universum или universitas - "единство" (от unus). А у нас он - Вселенная, и, хотя 90 из 100 респондентов скажут, что это от слова "весь", на самом деле это "в-селенная", населенная часть мира, то есть греческая "ойкумена". messala.livejournal.com/407982.html