10:26

За свою недолгую бытность художником (4 месяца изостудии) я убедилась, что лозунг "научиться рисовать может каждый!" абсолютно верен. Вопрос только, как именно, и вынесет ли мировая культура такого могучее вливание.
Поскольку посещала я не художку, а кружок для взрослых любителей мольбертомарания, песню заказывали ученики, а не преподавательница. Хочешь научиться академической живописи для поступления - вот тебе белый куб, рисуй его хоть до посинения. Хочешь "научиться рисовать может каждый!" - да без проблем, любой каприз за ваши деньги! С нуля хоть пастель, хоть акварель, хоть масляные краски, которые оказались заветной мечтой одной из учениц.
Желание клиента - закон, дама приносит на урок несколько тюбиков, преподавательница читает ей десятиминутную вводную лекцию, охватывающую весь курс мировой живописи маслом и сыром, и отходит к другим, менее тщеславным ученикам, с грехом пополам пытающимся освоить хотя бы карандаш.
Дама ничуть не тушуется, берет кисть, палитру и вдохновенно малюет общий на весь класс натюрморт из нескольких сосудов, надкусанных восковых фруктов и бархатной ткани с гребаными складочками (над которыми я пыхчу уже третье занятие, потому что они каждый раз висят по-другому).
Поскольку занятие проходит в вольной форме, народ периодически отходит от мольберта освежить взгляд и полюбопытствовать, как там успехи у остальных.
И вот я с растущим офигением наблюдаю, как дама вдохновенно малюет ярко-синюю вазу без всяких намеков на перспективу, тени и прочую фигню, ярко-красный бокал, ярко-фиолетовое яблоко, ярко-черную портьеру и т.д. В общем, на каждый предмет свой цвет, в максимальной плотности и кислотности, плюс жирные следы кисти, которую впечатывали в полотно и крутили на месте.
По-моему, остановил ее не конец занятия, а закончившиеся краски.
Удовлетворенная дама уходит, оставляя шедевр сохнуть на мольберте, а я что-то закопалась и наблюдаю истинно шекспировскую сцену: в опустевшую аудиторию заходит профессиональный художник, ведущий занятия в параллельной группе. Такой художник-художник, высокий, с идеальной осанкой, благородным носатым профилем и элегантно уложенной копной седых волос.
Он обходит аудиторию и застывает напротив маслобойни, жестом Роденовского мыслителся подпирая кулаком подбородок (видимо, чтобы хлебальник не отваливался).
Вскоре к нему присоединяется наша преподавательница и далеко не столь успешно, но искренне зеркалит его позу.
И вот они вдвоем стоят и смотрят на судьбоносное полотно. И лица у них такие... задумчивые-задумчивые.
Минуту стоят. Две. Пять. Я уже сама люто заинтригована и потихоньку переползаю так, чтобы лучше видеть шедевру.
И тут наконец маэстро с неизбывной тоской изрекает:
- Да-а-а-а... МЫ ТАК УЖЕ НЕ СМОЖЕМ! volha.livejournal.com/857234.html

от Шано: вот да, и в литературе то же самое. незамутненный примитивизм МТА вряд ли сумеет воспроизвести профессионал.

@темы: писательское

Комментарии
04.04.2018 в 17:25

Как человек, который как раз учится рисовать и именно что во взрослом возрасте - не вижу повода для яда. Хочет человек рисовать и рисует, хочет писать и пишет, кому плохо? А вот преподавание там явно хромало.
04.04.2018 в 17:42

momond, не, хочет - пусть рисует или пишет, это однозначно. А вот результаты труда не всегда можно выправить даже преподаванием, я считаю. Ну и, конечно, таких учеников явно не так прилежно учили: ну мажут что-то и пусть радуются.
05.04.2018 в 09:37

Бери Шанель, пошли домой!
Сама преподаю в одной из таких студий, правда, больше работаю с детьми, чем со взрослыми группами, но не суть.
К сожалению, реально встречаются просто необучаемые люди, как в анекдоте "- Мы дали нашему сыну высшее образование! - Что ж он его не взял?"
А в данном случае апломб дамы равноценен как если бы...ну, предположим, она пришла в хореографическую студию и сказала:
- Мне 50 лет, я никогда не танцевала, но с детства мечтала быть балериной. Вот у меня с собой даже пачка и пуанты есть, деньги я вам заплатила, давайте научите меня 33 фуэте вертеть и умирающего лебедя. У вас два часа, мне вечером ещё на оперный вокал надо.
Кхм, чтобы быть допонятой.
Хотела сказать, многое в успехе зависит не столько от преподавателя, сколько от уровня готовности ученика к обучению. Ну и реальные ожидания, естественно.
05.04.2018 в 09:54

olgamoncher, я рисовать не училась, меня как-то не тянуло, и к живописи я в общем-то равнодушна, но с тех пор как завела на дайри дневник, постоянно выкладываю какие-нибудь картины и заметила, что взгляд на картины у меня изменился. То есть кое-что из того, что я постила раньше, сейчас кажется мне дешевкой. заметна разница между мастером и неумехой, даже если они рисуют примитивизм или абстракцию. И думаю, как не может неумеха подделаться под мастера, так и мастер не может подделаться под неумеху. и это даже не вопрос мастерства, а взгляда. Смотрят по-разному.
05.04.2018 в 10:26

Бери Шанель, пошли домой!
Шано, И думаю, как не может неумеха подделаться под мастера, так и мастер не может подделаться под неумеху. и это даже не вопрос мастерства, а взгляда. Смотрят по-разному.
Согласна)
В принципе, необязательно быть художником, чтобы иметь навык "насмотренности". Щукин, Третьяков или Гуггенхайм тоже не рисовали, но в живописи очень даже разбирались.
Тут главное любить искусство и действительно хотеть воспринимать эту заключенную в нем внутреннюю информацию, имхо плавно вернулись к началу дискуссии :laugh:
На самом деле это довольно интересный вопрос - не столько "что", а "как" хочет человек.
Нельзя стать умным, желая "хочу быть умным!", но вполне возможно развиться интеллектуально, следуя за своим любопытством и стараясь его удовлетворить. Вот только удовлетворение любопытства начинает работать на развитие тогда, когда в нем есть элемент задачи, преодоления, выхода из предела зоны привычного комфорта, если хотите. Ну то есть нейронные связи задействовать, мозг развивается только через решение задач.
Искусство содержит в себе огромное количество информации. А если оно апеллирует не к разуму, а к кошельку и "сделайте мне красиво", то появляются пруды с лебедями, вазы с цветами на кухню и нагие девы в спальню. Но это уже китч, а не искусство.
извиняюсь, что влезла, просто по ходу профессии очень части приходится общаться на эти темы с подростками, больной вопрос :laugh:
05.04.2018 в 10:30

Бери Шанель, пошли домой!
АПД: а многие из запощенных вами картинок я охотню тырю к себе в художественные папочки)
за что, пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо)))
05.04.2018 в 10:35

Ну вот в писательстве тоже самое: насмотренность тоже важна, и читателя надо воспитывать хотя бы в себе, если не получается в других. А иначе глазированный сырок мороженым кажется)
05.04.2018 в 10:38

А я картинки не собираю, за редким исключениями. так что если в исходных постах они пропадают - то и из моего дневника тоже.