02.09.2018 в 17:19
Пишет Эрл Грей:...Это не означает, что пиво было первым алкогольным напитком, которыйURL записи
попробовал человек. Он давно оценил вкус забродившего фруктового сока и
воды с медом – это неизбежно происходило при попытке сохранять фрукты
или мед. Но фрукты – продукт сезонный и скоропортящийся, а дикий мед был
доступен в ограниченных количествах, да и вино, и медовуха не могли
храниться долго вне керамических сосудов, которые появились не ранее
6000 года до н. э.
читать дальшеПиво же можно было приготовить в любом количестве – зерно было в
изобилии и хорошо хранилось. Задолго до того, как появилась керамика,
пиво можно было варить в корзинах с дном, выложенным перьями, в кожаных
бурдюках или желудках животных, в выдолбленных стволах деревьев, в
больших раковинах или каменных сосудах. Раковины использовали для
приготовления пищи даже в XIX веке в бассейне Амазонки, а сахти,
традиционное финское пиво, и сегодня, как в старину, варят в
выдолбленных стволах деревьев.
...В египетских летописях упоминается по меньшей мере семнадцать сортов
пива, описание которых напоминает современные рекламные слоганы:
«прекрасное», «небесное», «приносящее радость», «обильное», «плотное».
Было и специальное пиво для религиозных церемоний. Ранние письменные
свидетельства о пиве из Месопотамии (III тысячелетие до н. э.) содержат
названия более двадцати различных видов: свежее, темное, свежее темное,
крепкое, красно-коричневое, легкое, прессованное. Красно-коричневое –
это темное пиво с повышенным содержанием солода, а прессованное, более
слабое и водянистое, – с пониженным. Месопотамские пивовары могли
контролировать вкус и цвет своего пива, добавляя в различных дозах
баппир (пивной хлеб) или другое пиво. Чтобы приготовить баппир, ячмень
из пророщенного зерна прессовали в маленькие буханки, которые запекали
дважды, чтобы получился темно-коричневый хрустящий пресный хлеб. Он мог
годами ждать того момента, когда пивовар опустит его в чан.
Летописи свидетельствуют, что баппир хранили на государственных складах
и употребляли в пищу только в случае нехватки продовольствия. Это был не
столько пищевой продукт, сколько удобный способ хранения сырья для
приготовления пива.
У археологов нет единого мнения насчет использования месопотамского
хлеба в пивоварении. По одной версии, вначале было пиво, по другой –
хлеб. Наиболее вероятно, что первые хлеб и пиво были получены из
кукурузы. Густую кашицу можно было запекать на солнце или на горячем
камне, а жидкую пить. Это были разные стороны одной медали: хлеб был
густым пивом, а пиво – жидким хлебом.
...Употребление пива способствовало переходу к сознательному земледелию еще
и по другой возможной причине. Поскольку долгосрочное хранение пива было
затруднительным, а полное брожение занимает до недели, значительную
часть выпивали намного раньше. Такое незрелое пиво с относительно низким
содержанием алкоголя по современным стандартам было богато взвешенными
дрожжами, что значительно повышало содержание белка и витамина В.
Высокий уровень витамина В в пиве, в частности, компенсировал сокращение
потребления мяса, обычного источника этого витамина для охотников и
собирателей.
Кроме того, поскольку для приготовления пива использовали кипяченую
воду, напиток был безопаснее воды, постоянно загрязняемой отходами
человеческой жизнедеятельности даже в самых маленьких поселениях. Хотя о
связи между загрязненной водой и плохим здоровьем тогда не знали, люди с
опаской относились к незнакомым источникам воды. Охотников-собирателей
эта проблема не волновала, поскольку они жили маленькими мобильными
группами и постоянно переезжали с места на место. Другими словами, пиво
помогло компенсировать снижение качества продуктов питания.
Употребляющие пиво земледельцы получали жизненное преимущество перед
теми, кто пил обычную воду.
Рот совершенно довольного мужчины всегда заполнен пивом.
//Египетская пословица, около 2200 года до н. э.//
Рукописная история пива начинается в Шумере, регионе на юге Месопотамии,
где письменность возникла около 3400 года до н. э.
О том, что употребление пива было признаком цивилизованности среди
месопотамцев, можно судить по отрывку из «Эпоса о Гильгамеше», одному из
старейших произведений мировой литературы.
...В Месопотамии потребление этих продуктов было главным признаком,
отличавшим цивилизованного человека, ведущего упорядоченный образ жизни,
от охотника-собирателя, кочевавшего по земле в доисторические времена.
Цивилизационный потенциал пива был сильнее страха перед возможным
пьянством. Этот порок в месопотамской литературе описывается игриво и с
юмором: инициация Энкиду как человека действительно напрямую связана с
действием алкоголя.
...в отличие от спокойного отношения месопотамцев к пьянству,
порицание этого порока отражено в текстах, составленных учениками
египетских писцов. Один отрывок увещевает: «Пиво посылает душу твою к
погибели. Ты как рулевой со сломанным веслом на корабле». Наставления
«Мудрость Ани» предупреждают: «Не пей пива. Ты говоришь, и из уст
вылетает что-то непотребное». По этим текстам нельзя судить о
настроениях, царивших в египетском обществе. Ради продолжения карьеры
писцы осуждают практически все, кроме бесконечного учения. Другие
тексты, например, призывают: «Не будь солдатом, священником или
пекарем», «Не будь фермером», «Не будь колесничим».
...Ученые установили, что стандартный месопотамский рацион, включавший
хлеб, пиво, финики, лук и иногда дополняемый мясом или рыбой, а также
такими бобовыми, как нут, чечевица и бобы, обеспечивал питательную и
сбалансированную диету. Витамин А люди получали из бобовых, В – из пива,
С – из лука. В целом такой рацион обеспечивал 3,5–4 тысячи калорий, что
соответствует современным рекомендациям диетологов. Это говорит о том,
что государственные пайки, служившие основным источником пищи для многих
людей, были составлены с учетом их физиологических потребностей.
...Несомненно, самый впечатляющий пример использования пива в качестве
формы оплаты был обнаружен на плато Гизы в Египте. Согласно записям 2500
года до н. э., найденным в соседнем городе, где строители пирамид ели и
спали, стандартный рацион рабочего составлял три или четыре хлеба и два
четырехлитровых кувшина (восемь американских пинт) пива. Менеджеры и
чиновники, соответственно, получали больше. Неудивительно, что, согласно
некоторым древним граффити, одна бригада рабочих на третьей пирамиде
Гизы, построенной для царя Менкаура, называла себя «пьяницами Менкаура».
Письменные отчеты о выплатах строителям показывают, что пирамиды были
построены государственными служащими, а не армией рабов, как это
когда-то считалось. Согласно одной из теорий, пирамиды строили фермеры
во время наводнений, когда работать на полях было нельзя. Государство
собирало зерно в качестве дани, а затем использовало его как фонд оплаты
труда. Масштабные строительные работы прививали чувство национального
единства, демонстрировали богатство и силу государства.
...Пиво как в Месопотамии, так и в Египте использовали и в медицинских
целях. В первую очередь потому, что оно было чище воды, а некоторые
ингредиенты растворялись в нем быстрее и качественнее.
Клинописная табличка из шумерского города Ниппур, датированная примерно
2100 годом до н. э., содержит список медицинских рецептов на основе
пива. Это самый старый отчет об употреблении алкоголя в медицинских целях.
В Египте пиво использовали как мягкое седативное средство, оно служило
основой для некоторых снадобий из трав и специй. Папирус Эберса –
египетский медицинский текст, который датируется 1550 годом до н. э.,
но, по-видимому, основан на гораздо более старых документах, – содержит
сотни рецептов на базе пива. В нем, например, говорится, что половинка
луковицы, смешанной с пенистым пивом, лечит запор, а порошкообразные
оливки, смешанные с пивом, – несварение желудка; смесь шафрана и пива,
нанесенная на брюшную полость женщины, снимает боли от физических нагрузок.
Египтяне, заботясь о благополучии своих усопших в загробной жизни,
снабжали их солидным запасом хлеба, пива, быков, гусей, сукна и натрона,
очищающего реагента. В некоторых египетских похоронных текстах покойному
обещано «пиво, которое не скиснет», что наряду с пожеланием пить пиво
вечно указывало на сложность его хранения.
Из книги Тома Стендейджа "История мира в 6 бокалах"
@темы: пьем и будем пить