12.03.2019 в 16:23
Пишет
Gun_Grave:
Особенности жизни эллинов в классический период. Часть 3
  Греки принимали пишу несколько раз в день. Первый раз они ели через короткое время после пробуждения. Этот завтрак состоял из хлеба, вымоченного в вине. Вторая еда была днем и являлась более существенной. Однако наиболее плотно греки предпочитали есть поздним вечером, переходящим в ночь. В городах такой вечерний обед редко проходил в тесном семейном кругу — эллины любили приглашать на него друзей. Традиции общего питания были очень сильны в Древней Греции, особенно в Спарте, где они имели силу закона. В Афинах и в большинстве других полисов участники трапезы собирались либо у одного из них, либо в специально снятой комнате. Кроме того, любая гетера имела свой кружок почитателей, которые очень часто собирались у нее. Организовывались подобные вечерние пиршества по-разному. Их мог устраивать хозяин дома полностью на собственные средства, либо продукты покупались заранее в складчину. Часто каждый пирующий приносил свою долю провизии в корзине. Так было принято, например, в Спарте.
  Приглашения обычно передавались лично при дневной встрече на агоре. Иногда к другу посылали раба. Гости могли прийти со спутниками, которых не звали. Нередко в гости ходили и по собственной инициативе. Этикет эллинов это допускал, но, с другой стороны, такое положение дел породило целый класс тех, кто жил за чужой счет. К ним относились с презрением, но терпели.
  Древние греки очень ценили такт, вежливость и уважение к хозяину дома. Обычай требовал, чтобы приглашенные приходили вовремя, так как опоздавших не ждали, и трапеза начиналась в назначенное время.
Читать дальше  В классическую эпоху древнегреческой истории традиция обедать сидя сохранилась лишь на острове Крит. Во всей же Элладе распространилась пришедшая из Малой Азии манера есть лежа. Это, впрочем, относилось только к мужчинам, женщины и дети, если они допускались к столу, ели сидя. Исключением из этого правила были гетеры, которые возлежали наравне с мужчинами. Обычно покрытые роскошными тканями обеденные ложа были рассчитаны на одного или двух человек, являясь при этом настолько высокими, что забираться на них приходилось с помощью специальной скамеечки. Они приставлялись одно к другому, образуя нечто вроде дивана. За спиной каждого сотрапезника находились специальные подушки (иногда принесенные с собой), которые часто украшались цветами. Обедавшие опирались на них левым локтем, оказываясь в полулежачем, полусидячем положении. Если на одном ложе находились двое, то они поворачивались друг к другу спиной. Число столов и лож было различным, в зависимости от количества гостей. Их расставляли таким образом, чтобы сблизить гостей друг с другом. Ложа стояли полукругом или в форме подковы вокруг столов, сначала квадратных, а позже круглых, довольно низких, чтобы удобнее было брать пишу. Около каждого ложа стоял отдельный стол. Чем ближе находился гость к хозяину дома, тем почетнее считалось его место, поэтому среди приглашенных нередко происходили споры по данному поводу, вследствие чего хозяин обычно сам указывал сотрапезникам их места.
  Вежливость требовала от гостей снимать обувь перед входом в дом. Рабы обмывали им ноги и иногда натирали благовонными маслами, а потом подавали воду для омовения рук. После этого сотрапезники устраивались на ложах, а невольники вносили уже сервированные столы. Пирующим оставалось только брать еду с посуды. Ели руками, так как вилки еще не были изобретены, а в разрезании пищи ножом у древних греков особой необходимости не было. Для жидких блюд использовались ложки, но их охотно заменяли плоскими лепешками. Не существовало ни скатертей, ни салфеток. Руки вытирали кусочком специального теста, который катали между пальцев. Гости имели право приводить с собой собственных рабов или же могли пользоваться услугами невольников хозяина, которые должны были помимо прочего подносить пировавшим и ночные горшки, чтобы те не прерывали трапезы. Обычное древнегреческое вечернее пиршество состояло из двух частей, в перерыве между ними происходило омовение рук и перемена столов. Сами блюда были скромными. Основными продуктами питания служили дары моря (различная рыба, креветки и осьминоги), а также мучные изделия. Так, из ячменной муки делали либо лепешки, либо блюдо наподобие крутой каши. Единственными более или менее «настоящими» лакомствами из общедоступных на эллинском столе продуктов были высушенные на солнце лепешки из пшеничной муки с добавлением «приправы» — меда, молока, оливкового масла или семян кунжута и мака, а также сыр из овечьего или козьего молока. Обычными продуктами питания были свежие и сушеные смоквы, а также свежие, соленые и маринованные оливки. Перед потреблением вина часто ели лук, чеснок, соль, смешанную с тмином и другими травами, чтобы усилить жажду. Жидкие блюда были распространены не очень широко, хотя в мифах и произведениях античных авторов упоминалось, что любимым блюдом Геракла был гороховый суп, который он ел едва ли не бочками, а в Спарте одним из традиционных блюд являлась так называемая «черная похлебка». Точный ее состав не известен (предположительно основными ингредиентами были бычья кровь и чечевица), но даже древние писатели свидетельствовали, что ее вкус был настолько отвратителен, что никто, кроме самых спартанцев, это блюдо есть просто не мог. К ней надо было привыкнуть с детства. Необходимо отметить, что в Лаконике существовал особый закон, запрещавший готовить изысканные блюда. Тех, кто его нарушал, ждало суровое наказание. В отличие от прежних времен, мясо в классический период древнегреческой истории попадало на стол эллинов чрезвычайно редко, в основном во время религиозных праздников, когда скот приносился в жертву. После сожжения предназначенных богам частей туши (несъедобных) мясо жарилось и распределялось среди присутствовавших.
  Одной из характерных особенностей древнегреческих пиров можно назвать развлечения. Обычно это были девушки-рабыни и красивые мальчики-рабы, которые услаждали собравшихся игрой на лире и флейте, пением, танцами и гимнастическими номерами. Те, кто владел талантливыми невольницами и невольниками, являлся желанным гостем на любом собрании. Особую прелесть званым вечерам придавали гетеры. Эти женщины не только были красивы, но и имели хорошее образование, подчас превосходившее мужское, поэтому могли легко поддержать беседы о философии, искусстве и литературе, что весьма ценилось греками.
  Следует отметить, что и женщины могли устраивать «вечеринки» для своих подруг и соседок. Хоть мужчины смотрели на это и неодобрительно, но прямого запрета не было, поэтому эллинки время от времени могли позволить себе отдохнуть от однообразия замкнутой жизни в гинекее. Разумеется, подобные «девичники» были куда скромнее мужских пиршеств, тем не менее они позволяли гречанке хотя бы отчасти удовлетворять свою жажду общения.
  Для развлечения мужчин, женщин и детей в Древней Греции существовало большое количество разнообразных игр. Одной из них была игра в камушки, участники которой подбрасывали вверх пять камушков и старались поймать их всех на тыльную сторону ладони. Тот, кто ловил наибольшее количество фишек, побеждал. Существовало также три варианта игры в жмурки (в «слепого»), похожие на современные. В одном из них ведущий закрывал глаза, а потом старался поймать убегающих партнеров. Тот, кого он ловил, занимал его место. Во втором варианте ведущий ждал с закрытыми глазами, пока остальные участники игры не спрячутся, потом их искал. Наконец, в последнем ведущий, притрагиваясь с закрытыми глазами к одному из своих партнеров, должен был угадать, кто это. Среди эллинов была очень распространена игра в мяч, но ее правила не соответствовали ни одному из современных видов спорта такого типа. Существовало две версии этой игры. В обеих принимали участие две команды, которые играли кожаным мячом. Задачей игроков было не попасть мячом в какое-либо определенное место, а оттеснить противника за некую черту. Посылая мяч на территорию соперников или отбивая удар, команды шли вперед или отступали. Та из них, которая при этом первой переходила определенную черту, проигрывала. Разница между двумя вариантами данных состязаний состояла в том, что в одном случае линии были неподвижными, прочерченными на некотором расстоянии позади команд, во втором, более сложном, они определялись падением мяча от ударов игроков.
  Очень популярны в Элладе были и азартные игры. Прежде всего, это была игра в кости. Она отличалась такой большой распространенностью, что власти многих полисов были вынуждены ее запрещать, но это не помогало — появлялись многочисленные подпольные игорные дома (говорят, даже в храмах), которые процветали. Сами кости и правила игры практически не отличались от современных. Играли одной, двумя или тремя костями, которые бросали рукой или специальным стаканчиком. Наибольшей удачей считалось выбросить три шестерки. Очень похожим на игру в кости был астрогал — аналог русской игры в бабки. Для него использовались особые фишки, имевшие четыре стороны, которые соответствовали величинам: 1, 3, 4, 6. Фишки бросали по четыре с помощью руки или стаканчика. Выпавший результат показывал одну из тридцати пяти возможных комбинаций, каждая из которых имела собственное название. Наилучшим результатом был вариант, когда все фишки выпадали разными сторонами. Еще одной формой азартных игр были петушиные бои. Они были одним из самых любимых развлечений греческих мужчин. Более того, афинские законы прямо предписывали юношам по крайней мере раз в год присутствовать на таких боях, чтобы иметь пример того, с каким упорством надо сражаться. Наилучшими считались петухи Танагры и Родоса. Бои были крайне жестоки и обычно заканчивались смертью одной из птиц, которых перед этим специально кормили чесноком и луком для разжигания воинственности, а на шпоры ног надевали специальные бронзовые наконечники. Владельцу петуха-победителя доставалась либо поверженная птица, либо деньги. Зрители обычно делали ставки, которые могли быть крупными. Для птичьих боев также тренировали перепелов и куропаток.
  Специфической застольной игрой был коттаб, впервые появившийся на Сицилии. Пирующие оставляли в своих чашах немного вина, которое служило теперь «метательным снарядом». Обычно такой порцией вина надо было точно попасть в какой-нибудь предмет, например чашку весов или пирамиду, составленную из мелких деталей, готовых рассыпаться от легкого толчка. За соблюдением правил наблюдал выбранный распорядитель, а призом победителю часто служила дорогая чаша. Иногда коттаб использовался как метод гадания о любви. Тогда вино выплескивали в противоположную стену комнаты. По точности и высоте попадания, а также по громкости удара угадывали результат.
  Для освещения помещения и его отопления в Элладе издавна использовались наполненные сухими дровами или смолистыми стружками специальные жаровни на высоких столбах. Также широко были распространены факелы, изготовлявшиеся из пучка сосновых лучинок, связанных жгутом из коры тростника. Позже стали использовать фаны — металлические или глиняные сосуды со смолистыми веществами. Обычно фаны ставили в большие горшки, чтобы не пачкать пол дома углями и смолой. Иногда такие жаровни имели подножку. Однако в классическую эпоху особое распространение получили удобные и эффективные масляные светильники, заправляемые оливковым маслом. Они изготовлялись из обожженной глины или металла, которым придавали разнообразную форму, при этом все они имели два отверстия, в одно из которых наливали масло, а в другое помещался фитиль. Выходя ночью на улицу, с собой брали либо факел, либо специальный фонарь, где светильник вставлялся в прозрачный рог.
  Отсюда.
URL записи
@темы:
история кухни,
история игр и игрушек