09:03

Закопалась в статьи, изучал ли кто-нибудь, как влияет формальное образование на мозг, ещё не выбралась обратно :) статей и книг, естественно, огромное количество - про арифметику мало, про чтение довольно много. Если не вдаваться в анатомию, то школа пытается впихнуть математику и грамматику в мозг, совершенно для этого неприспособленный, а приспособленный для охоты и собирательства в малых группах в условиях саванны. Поэтому базовые когнитивные способности развиваются в очень слабо подходящих для этого местах - например, в модуле распознавания лиц и пространственного воображения, причём сильно мешают работе последних. Изрядно позабавило, например, что рано научившиеся читать дети заметно хуже сверстников распознают высококонтрастные изображения лиц, а вообще практически все дети, кроме редких исключений, годам к восьми «разучиваются» распознавать некоторые объекты в зеркальном отражении как идентичные, что легко удаётся неграмотным, но зато практически перестают путать b и d. В общем, это укрепило меня в предположении, все это cogito - с физиологической точки зрения уродство, наследственная болезнь, вроде кривых ножек таксы или жуткой шкуры шарпея. Но меньше с тем.
Для обучения чтению таки есть достаточно хорошо подтверждённое «окно» - по разным оценкам между пятью и восемью годами - когда способности к чтению могут паразитически разрастись на тех самых слабо приспособленных извилинах. Если этого не случается, те начинают заниматься прямым своим делом, как природой и задумано - вот только для чтения уже подходят слабо, и более позднее обучение задействует уже другие участки коры, ещё хуже для этого подходящие (как слышица так и пишица или другие нарушения), в любом случае шансы сравняться в грамотности со сверстниками у этого человека стремительно тают. Не, он в теории может, но как-то хитрыми и сомнительными обходными путями.
С математикой сложнее.читать дальше

@темы: детский вопрос

Комментарии
05.10.2019 в 12:43

Нет денег - нет революции
Эмн, я в ЖЖ не подписан, но про эти окна говорил еще Выготский в "педологических этюдах", на счет того какие области мозга задействованы какие нет, тут уже зависит от того как этому обучали, там сильно много моментов которые надо учитывать, в том числе тот, что математику чсасто ставят ровно в противоположность литературе и языку в целом. Но это уже совсем другая история.
И да "окна существуют", но при этом стоит помнить что они не закрываются, это окна оптимума.
05.10.2019 в 16:19

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Про профессиональных математиков это тривиально. Трудно быть хорошим математиком без того что бы понимать математические преобразования как геометрические или топологические. К геометрии сводится подавляющее большинство математического аппарата, за очень редкими случаями которые нельзя вывести из геометрии и надо выводить из теории множеств.

Соственно до века девятнадцатого если не двадцатого вся математика формально и выводилась из геометрии.
05.10.2019 в 18:10

Нет денег - нет революции
Мельхеор, я бы сдвинул этот момент на несколько более ранний период (середина 18-го).
И опять же все зависит от региона. Потому как степень развития "не геометрической" (не выводимой из геометрии), математики прилично варьировалась в зависимости от того какой уровень развития философии и какое направление было принято в том или ином регионе.Правда тут стоит понимать что это весьма условно все, и могло оставаться на теоритическом уровне, "игр ума"
10.10.2019 в 12:52

No colour or religion ever stopped a bullet from a gun
Ну окончательно оно умерло после Римана и Лобачевского, когда показали что существует много разных геометрий.
10.10.2019 в 20:39

Нет денег - нет революции
Мельхеор, ну... наверное да. правда Римана я так и не осилил... наверное зря.