понедельник, 02 ноября 2020
01.11.2020 в 19:51
Пишет
Liquidator:
Размышление о социальной литературе
После неудачи с книгой Булата Ханова я призадумался: а нужна ли мне, в самом деле, социальная литература?
Ведь вся русская классика (почти) отобрана как раз по социальному признаку: Чехов, Некрасов, Гоголь, Тургенев, Толстой, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Горький, Короленко в конце концов. Но мне-то оно в своё время было поперёк горла!
А ну её, эту классику...Душный тусклый реализм о мытарствах нудных экспонатов давно вымершего паноптикума. Господа разной степени просвещённости, холопы разной степени забитости, хруст булки и свист плётки, первый бал и четвёртый сон. Панорамный портрет цивилизации, главное достоинство которой в том, что её больше нет. Хороши классики лишь там, где отступают от «социалки» в другие жанры — мистику, романтику, детектив, юмор.
...Что же, вся «социалка» такая? — спросил я себя (за неимением собеседника).
Не вся. Мне реально нравились социальные сказки — «Три толстяка», «Чиполлино», «Лоскутик и Облако», «Королевство кривых зеркал», «Сказка о ветре в безветренный день».
Значит, дело в игровом антураже? Тоже нет, потому что есть хорошие книги взрослее — «Как закалялась сталь», «Кортик», «Два капитана», «Овод», «Убить пересмешника». Есть Осеева и Бруштейн, Гайдар и Крапивин, «ШКИД» и «Швамбрания», Симонов и Катаев. Есть Стругацкие — достаточно взрослая социальная проза, да и в целом жанр советской фантастики очень неплох.
Так в чём же секрет?
Рецепт правильной «социалки»Наверное, в том, что социальная литература не должна быть пассивно-страдательным бытописанием в стиле «жестокий мир, несчастные люди, всё плохо и конца этому не предвидится».
Чтобы книга была интересной, мир в ней должен переживать турбулентность, стоять у самого края. А герой должен обладать решимостью, драйвом, находиться в гуще событий, сотрясая основы старого мира или строя мир новый. Или хотя бы бороться за справедливость в пределах своего поля зрения.
А ещё герою необходим «детский взгляд» — безграничность мыслей, чувств и желаний. Взрослые люди всегда встроены в контекст. Они хорошо знают, чтó можно и чего нельзя. Знают, что роль их невелика, а мир незыблем. Что есть миллион разных правил и сложных систем иерархии, сковывающих человека, как паутина: начальство, соседи, коллеги, дальние родичи... Надо вести себя правильно, прилично и не выходить за флажки. Вникать в полутона, учитывать «за» и «против», согласовывать интересы.
У ребёнка этого нет. Он может верить (почти всерьёз), что найдёт Атлантиду, как Алиса у Булычёва, или слетает к Альфа-Центавре, совершит героический подвиг или изобретёт вечный двигатель. Ребёнок соразмерен всей вселенной, в которой живёт. Именно этой «детской» безудержности мне и не хватает во взрослой литературе.
URL записи
@темы:
писательское
Вопль души крапивинского мальчика.
делать такой обобщающий вывод о целом жанре по одной книге такого автора, который типа критику поперек всех кинков... почему это не удивляет
Но вот Панорамный портрет цивилизации, главное достоинство которой в том, что её больше нет - это хорошо скзано
Сравнивая современную прозу с детскими сказками?
Tadanori, то что будет ниже это именно вкусовщина и ИМХО. читать дальше
Может быть несколько сумбурно, но еще раз это ИМХО, на базе личного опыта, и некоторых наблюдений. Я не претендую на правоту, и даже не говорю, что подход автора изначального текста во всем правильный, я признаю его правоту лишь отчасти. Равно как и отчасти вашу правоту тоже признаю. Но лишь отчасти.
Но в посте говорится не про то. Там на классику махнули рукой без подробностей.
В посте социальной прозе хоть классической, хоть современной, в противовес приводятся сказки (даже перечислены какие именно) и подростковая литература (тут сложно определиться, те же Стругацкие очень разноплановые). И какие выводы можно сделать на таком нелепом сравнении? Дайте нам романтического героя, презревшено условности? Вот вам приключенческая проза, берите. Порой в ней есть даже социальные моменты и очень глубокие.
Не хотите читать то, что пишут, там персонажи не такие, как хочется, так не читайте. Не ваш жанр. Или не ваш автор. Это я, конечно, не вам конкретно, а вообще. Я вот не выношу отечественные детективы и любовные романы. Но зачем их обличать, если можно просто не читать?
Если читатель берет в руки социальную прозу, он готов читать не про романтического героя с децким взглядом, а про обычного человека и обычное общество, про его проблемы и перепетии. Про условности, компромисы и цену, которую платят порой за пренебрежение ими.
Иначе говоря Достоевский будет актуален
Вот, кстати, да, мне "Бесы" уже после тридцати очень зашли )
Tadanori,
делать такой обобщающий вывод о целом жанре по одной книге такого автора, который
На самом деле, я ещё пробовал читать Кристину Гептинг (повесть "Плюс жизнь") — её тоже рекомендовали как современного молодого социального автора. Но её я вообще не осилил
Tadanori, в таком контексте да.Я тоже свято исповедаю принцип "не хочешь не ешь", благо в старших классах с учительницей литературы повезло.
Касательно же именно современных авторов (книгам которых лет меньше чем мне, для меня это критерий современности автора) то всё вот вообще печально. Сколько не пробовал не заходило от слова совсем. Исслндования социальные легко, а вот прозу... Скажем так социалка до вьетнамской войны включительно мне оказываеться гораздо ближе. Ну если мы не берем фантастов, которые тоже умеют в социалку... Я в своей жизни прочел две страшные антиутопии одна это "Возвращение со звезд" - Лем, и Азимова ""В лето 2430 от Рождества Христова "... Так что касательно современной социалки тут. вот совсем никак, с другой стороны, как выше писал, "не заходит не читай"
А последняя социалка, которую я читала 0 "Случайная вакансия" Роулинг. Смотрела я на неё, как Ленин на декабристов...
Если говорить о антиутопии, которая напугала, то это как раз будет достаточно новая книга "Коммьюнити" Алексея Иванова. Антиутопии там еще только зачатки, правильней назвать книгу трагедией, но когда думаешь, насколько это близко к современности. Но вот тут скорее социалка с философией завернуты в мистический детектив, так что это не чистый образец жанра