понедельник, 19 апреля 2021
Вымышленное прошлое
За что я люблю фантастику - самый честный жанр. В данном контексте фэнтези тоже сюда относится. Вас по-честному предупреждают в начале: мир вымышленный, это содержимое головы автора, не нравится - дело личное, субъективное. И дальше уже можно шпарить про все, что угодно. Хоть про мир будущего, хоть про Нарнию.
Реализм тоже изображает абсолютно субъективную конструкцию реальности, но в этом не признается. Даже хуже того. Хороший реализм - это субъективная конструкция реальности. "Я Таня Иванова, вот у меня была такая жизнь, любовь и приключения, так я вижу общество". "Это Нехлюдов, он видит окружающий мир сначала так, а потом вот эдак - и вот почему". "Это крестьянин во времена Петра Первого, он видел окружающий мир таким образом".
Плохой же, то есть наиболее распространенный реализм изображает даже не субъективную, а объективно-идеалистическую конструкцию общества. То есть воспроизводит типичные мифы о данном обществе, даже не проверяя их реальность.
Сейчас я объясню эти непонятные слова. Вот к примеру, смотрю какой-то очередной семейно-мистический сериал. Дело происходит в СССР. И вот там такая сцена. Конец 50-х гг. Милиционер подходит к цыганке, продающей какую-то мелочь на вокзале.
- Покажи паспорт.
- А у меня нет паспорта, я колхозная.
- А почему не в колхозе? От работы отлыниваешь?
... И т.д.
"Образованный" современный человек, конечно, уже все понял. Мы же давно "знаем", что колхозники в СССР были крепостные, у них "не было паспортов", и поэтому они не имели права даже съездить на вокзал. Их там сразу без паспорта задержат и посадят в гулаг.
И ничего, что в этой сцене режет глаз чуть более, чем все. читать дальшеНапример, в СССР вообще не было принято таскать с собой паспорт постоянно, выходя из дома. И не спрашивали этот паспорт на каждом углу. Паспорт вообще не играл такой колоссальной роли, как сейчас ,не было необходимости любому милиционеру его показывать, и милиционеры просто так паспорт не спрашивали. Естественный ответ на такой вопрос "мой паспорт дома, я его не беру с собой" - и не подкопаешься.
Цыгане. Цыганские таборы были совершенной нормой повсюду еще и в 70-е годы, и никто не стал бы задерживать женщину только за то, что она "не работает в колхозе". Да и зачем бы цыганка стала выдавать себя за колхозницу, это просто смешно - и по одежде прекрасно видно, кто она и в каком коллективе проводит свою жизнь. Конечно, если бы девушка воровала, гадала и вообще как-то нарушала общепринятые нормы, могли бы задержать за это - но никак не за отсутствие паспорта или "побег из колхоза".
Вообще сцена подразумевает, что колхозники - своего рода заключенные, которые в рабочее время не имеют права удаляться от родного колхоза и свободно передвигаться хотя бы до вокзала. Что является полным абсурдом вообще-то.
Перед тем, как писать историческую книгу, абсолютно необходимо ознакомиться с изображаемой эпохой. Судя по всему, авторы сериала ограничились в этом плане чтением каких-нибудь блогов и статеек о "беспаспортных бесправных колхозниках". Но почему было не посмотреть советские фильмы, не почитать советскую литературу - там они разве что-то подобное могли бы встретить? Нет. Это та же самая история, что и с Г.Яхиной, которая, очевидно, при написании романа о голоде в Поволжье, ограничилась чтением ЖЖ историка Циденкова, занимающегося этим вопросом. Еще и сделав из всего этого собственные выводы. По сути, это банальный непрофессионализм. Но он давно стал нормой.
немного больше здесь https://blau-kraehe.livejournal.com/790940.html
@темы:
20 век: Россия и вокруг нее,
писательское
А элементарно спросить как оно было у собственных родителей/бабушек-дедушек (которые действительно паспорта никогда с собой не носили, дома в сервантах хранили и дай бог раз в пару лет по редчайшей надобности вынимали) - это и вовсе в голову никому не придёт.