По иронии судьбы так уж вышло, что выкладываю эту статью в годовщину Рейхенбаха. Помню о ней далеко не всегда, а тут вот мелькнуло в голове. Интересное совпадение. Тема параллелей между Каноном и Библией для меня бесконечно интересна, и прежде всего и потому, что пришла я к ней когда-то сама, без всяких посторонних исследований. Эта статья лежала у меня какое-то время незаконченной, а тут вспомнила о ней в связи с Пасхой и тем стихотворением, которое увы, здесь прошло почти незамеченным, - и решила, что надо эту статью довести до ума. Хотя, по правде говоря, на мой взгляд, все самое важное интересное там именно в начале. А многое после показалось несколько сумбурным, все-таки все это надо рассматривать и изучать более тщательно. Статья из журнала Baker Street Irregulars за декабрь 1985 года Итак Шерлок Холмс как литературный образ Христа Кристофер Тодд Несколько лет назад в книге под названием «Открытость (нагота) – лучшая маскировка» была выдвинута гипотеза, что предполагаемая смерть и последующее через три года после нее воскрешение Шерлока Холмса это вполне умышленная пародия на смерть и воскрешение Иисуса Христа. И хотя я сомневаюсь, что в намерения сэра Артура входило замахнуться на некое сатирическое представление христианской догмы, меня поражают те мощные параллели, что прослеживаются между Холмсом и Христом. И тот и другой желают пожертвовать жизнью, дабы избавить мир от великого зла. Все эти события происходят весной. Враг Христа (если можно так назвать Сатану) сброшен в бездонную бездну, из которой «поднялся дым, как из огромной печи» (Откровение 9:2), а затем «ввержен в озеро огненное и серное». Мориарти погибает в воде, которая описывается как «пенящийся, кипящий колодец» и «бездонная пропасть, из которой взлетают брызги , словно дым из горящего дома». В этот час испытаний друзья покидают и Христа и Холмса, хотя Уотсона и вынуждают сделать это обманом. Оба они чудесным образом являются потом своим ученикам и сторонникам. Иисус заговаривает о Священных писаниях с двумя учениками, которые не узнают его. И, лишь сев с ними за стол и преломив с ними хлеб, Иисус открывается им и тут же исчезает. В Саге Уотсон не узнает переодетого сыщика, столкнувшись с ним на улице. Позже, говоря о книгах, Холмс открывается ему. Уотсон лишается чувств. И Иисусу, и Холмсу приходится заверять своих приверженцев в том, что они не призраки. Все эти схожие черты могут показаться несерьезными, но лишь до тех пор, пока вы не осознаете, до какой степени Холмс может олицетворять собой Христа на протяжении всего Канона. Цель этой статьи заключается как раз в том, чтоб доказать справедливость этого утверждения. читать дальше Во-первых, важно кратко обрисовать уникальное положение Иисуса в иудейском мире первого века нашей эры. Иисус официально не обучался как равви (учитель). Его растили как будущего строителя, вероятно, каменщика. («Плотник» - это неверный перевод, основанный на неверном представлении, что дома в Палестине, как и в Европе, строили из дерева.) Книжников, знатоков иудейских законов, постоянно удивляло и раздражало то, насколько этот человек знал Священное писание и как поразительно он толковал его. Он не был саддукеем, не принадлежал к жреческому сословию. Он не был фарисеем, одним из той общеизвестной группы пиетистов, которые придерживались весьма догматического толкования Закона. Другими словами, он был неофициальный и неортодоксальный, независимый раввин, победивший официальных раввинов их же собственным оружием. Он не ссылался на мнение прежних, очень уважаемых раввинов в области общепринятой манеры Талмуда, а на свой страх и риск высказывал свое собственное. Дороти Сэйерс, автор детективных романов, шерлокианец и теолог, писала: «Люди, распявшие Христа, никогда – надо отдать им должное – не обвиняли его в занудстве, напротив он был слишком живым и энергичным, чтоб они могли чувствовать себя в безопасности… они ополчились против него, как против опасного головореза. Правда, он был ласков к несчастным, терпелив с теми, кто вопрошал его от чистого сердца, и смиренен перед небом; но он оскорблял уважаемых священнослужителей, называя их лицемерами. Он называл царя Ирода «эта лисица», он посещал сборища людей, пользующихся дурной славой; и на него смотрели как на «человека, который любит есть, и пить вино, друга мытарям и грешникам»; он набросился на негодующих торговцев и вышвырнул их из храма вместе со всем их добром; он нашел возможность обойти целый ряд неприкосновенных и давно устаревших правил; он лечил болезни любыми возможными способами, с шокирующей небрежностью относясь к имуществу и скоту; он не выказывал должного уважения к богатству или положению в обществе; столкнувшись с изощренными ловушками диалектического толка, он откликался на них с парадоксальным юмором, оскорбив тем самым серьезных людей, и ответил им, дерзко задавая пытливые вопросы, на которые практически не было ответа. В его бренной человеческой жизни явно не было ничего скучного и унылого , а если же он был Богом, то и в Боге не было ничего, что можно было бы назвать скучным.» Рассматривая Иисуса с этой точки рения легко увидеть холмсианские параллели. Шерлок также неофициальное и неортодоксальное лицо, но он действует гораздо эффективнее незадачливых работников Скотланд Ярда. Он не выказывает уважения к Дюпену и его предшественникам, а его собственные умозаключения основываются на его собственных исследованиях и логических выводах. Он также проявляет сострадание к тем, кому менее повезло в жизни, и терпелив с теми, кто открыт и честен. Он не трепещет перед королями, знатью или толстосумами. Среди его знакомых – моряки, курильщики опиума, уличные мальчишки. Однако, он не столь общителен, как Иисус. Уотсон явно считал, что Холмс злоупотребляет наркотиками, а Холмс шутливо заверял его, что не является курильщиком опиума. Он добивается своих целей тем путем, который считает единственно правильным, невзирая на юридические тонкости. Его юмор простирается вплоть до подачи на завтрак договоров международного значения и сарказма в адрес именитых и августейших клиентов. И едва ли можно назвать скучным человека, стреляющего по мишени в своей комнате. Подобно тому, как духовные прозрения Иисуса разрешают поставленные перед ним моральные дилеммы, так же и наблюдения и выводы Холмса проливают свет на те загадки, с которыми приходят к нему люди. Те, кто обращаются к нему в поисках правды, не всегда довольны тем, что они узнают. Раскрытие Холмсом дел герцога Холдернесса и лорда Сент-Саймона не приносит им счастливых вестей. Богатый молодой человек, приходит в смятение от того, что без обиняков сказал ему Иисус (Евангелие от Луки; Гл.18 ;18-26). Проницательность Иисуса даже вызывает восхищение у некоторых фарисеев, которые публично смотрят на него свысока, например , Никодим. Когда у них не остается иного пути, с Холмсом советуется Лестрейд и особенно Стенли Хопкинс. Учение Иисуса предназначено вести людей к лучшей, духовно обогащенной жизни . Шерлок Холмс скромно называет свою монографию «Книга жизни». Его цель обогатить жизнь путем умственной дисциплины и применения своих методов. Методы Холмса и учения Иисуса записаны их сторонниками и учениками в сборниках историй, где демонстрируются их необыкновенные способности и где в драматической форме изображены их деяния справедливости и милосердия. Иисус, и Холмс не только учителя, но и действуют как судьи, когда они объявляют, что действующие законы противоречат духу истинной справедливости. Иисус судит души и прощает грехи. Он прощает женщину, обвиненную в прелюбодеянии , словно был при этом заинтересованной стороной. Холмс также играет роль судьи в некоторых из его дел, например, в «Картонной коробке», «Голубом карбункуле» и в деле Милвертона. В «Голубом карбункуле» он говорит: «Может быть, я совершаю преступление, но возможно я спасаю душу». В деле Милвертона он заходит настолько далеко, что защищает женщину, на его глазах совершившую убийство. Этот рассказ богат библейскими образами и подтекстами, но я здесь лишь отмечу, что Холмс рискует быть схваченным полицией, уничтожая свидетельства множества грехов и таким образом освобождая всех этих людей от власти того, кто «хитер как сам Дьявол» и который «не спеша терзает душу». Каков же источник этой высшей силы, к которой они оба взывают? Согласно христианскому учению, Иисус – воплощение Бога, выражение абстрактного Абсолюта с точки зрения времени и пространства и человеческой личности – того, что могут постичь смертные. Иисус – в полной мере человек, равно, как и существо, абсолютно божественное, и тем самым он являет нам, каков Бог и кем может стать человек. Можем ли мы сделать подобные утверждения в отношении Шерлока Холмса? В некотором смысле, да. Во-первых, мы должны понять философию викторианской эпохи. В это время популярной была идея Прогресса. В свете истории и теории эволюции Дарвина, в которой животное высшего порядка пережило низшие виды, было широко распространено мнение, что в судьбе человечества неизбежен прогресс и позитивные перемены к лучшему. Этот оптимизм, основанием для которого послужили развивающаяся наука и сила человеческого разума, нашел отражение даже в теологических веяниях того времени. В знак ознаменования тысячелетия мира и процветания, было объявлено, что Церковь, проповедуя повсеместно Евангельское учение, откроет тем самым золотой век, за которым последует второе пришествие Христа. Основываясь на этих фактах, я думаю, мы можем сказать, что Шерлок Холмс – воплощение духа прогресса девятнадцатого века. Он ученый, приверженец демократических принципов, и хоть и не является духовным лицом, верит в благостное Провидение и христианскую мораль. Шерлок Холмс - воплощение всего лучшего в той эпохе, с ее надеждами, что зло и невежество, терзающие земной шар, отступят перед светом образованного и упорядоченного мышления. Шерлок Холмс, возможно, и не является « Светом истинным, который просвещает каждого человека», как говорит Иоанн про Иисуса Христа, но если он может принести немного света в этот темный и холодный мир, то тоже являет собой представление о том, каков есть Бог и каким может стать человек.
natali70, а никак. Это теперь дайри так с дайрей перепащивает. Единственный способ, который знаю - это ручками весь текст разделять. Но проше перейти на исходный пост. Можно еще просто в графический редактор скопировать, но с этим тоже могут проколы быть, текст может под кат не убираться
Можно еще просто в графический редактор скопировать, но с этим тоже могут проколы быть, текст может под кат не убираться