05.06.2021 в 11:39
Пишет
Эрл Грей:
...во Франции уже не только сложилась, но и была отшлифована до совершенства тонкая культура «органического», если так можно выразиться, искусства. С XVII века существовали королевские оранжереи, где выращивались цветы для вышивальщиц и мастеров-гобеленщиков. Специальные художники зарисовывали флору, и из этих эскизов с натуры потом слагались орнаменты знаменитых шпалер: так родился стиль «миль де флор» - лепестковый стиль. читать дальшеИзощренная красота творений мастеров соревновалась с естественной красотой природы, натуральные формы доводились до совершенства, специально обученные художники делали рисунки растений, по которым, в свою очередь, составлялись орнаменты, эскизы лепнины для фасадов зданий, образцы росписи фарфоровой и стеклянной посуды, придумывались модели светильников и люстр, создавалась мелкая пластика и даже мебель. Самая известная школа при оранжереях существовала в Нанси, сейчас это музей. К концу XIX века искусство оранжерейщиков и декоративное искусство стали во Франции вообще сообщающимися сосудами. Причудливые линии архитектуры, скульптуры, живописи и книжной графики эпохи модерн во многом обязаны своим происхождением французским садовникам, а они, в свою очередь, селекционировали растения в соответствии с меняющимися вкусами художественной элиты. Столица моды Париж диктовала свои законы и Европе, и России. Разумеется, многие формы экспортировались в уже готовом виде и переносились в другие культуры почти механически. И российский обыватель, еще не так давно насильно приученный к картошке, с не меньшим усердием осваивал агрокультуру лимонов, апельсинов и померанцев: ученики у французов оказались прилежными, и не только среди стихотворцев. Вопреки скепсису Ивана Бунина заморский лимон прекрасно прижился на подоконниках русских изб, освоился, расцвел и стал обильно плодоносить. читать дальшеТак что будем благодарны строгому реалисту уже за то, что он первым подметил это увлечение, охватившее русское общество вплоть до самых низов. Тот сорт комнатного лимона, который сегодня разошелся в огромном количестве экземпляров по всей России, называется «павловским лимоном». Своим происхождением и названием он обязан городу Павлову. Это результат кропотливой работы народного гения, не оставившего своего имени в истории; потрясающих успехов добилась какая- то простая русская женщина - жена «шорника Лукьяна» или сам гипотетический шорник. Известно только, что сто пятьдесят лет назад один кустарь привез из Турции в село Павлово на Оке, неподалеку от Нижнего Новгорода, две кадочки с лимонными деревцами. С тех пор повелось у жителей этого села разводить в избах из черенков и семян лимоны в кадушках. Фотографии окошек деревенских изб с обильно покрытыми плодами лимонными, апельсиновыми и померанцевыми деревьями обошли в конце XIX века многие журналы. Изысканные плоды, впервые выращенные в парижских оранжереях для короля и его придворных, в России совсем неожиданно прижились в крестьянских избах. Павлов не захирел, в отличие от многих других деревень и сел, превратился в город, пережил самые трудные времена, и даже все изменения последних лет особенно его не коснулись - он легко и спокойно, помавая лимонной веточкой, вплыл в российский рынок. До сих пор разведение комнатных лимонов и апельсинов остается главным народным промыслом Павлова: теплоходы с туристами обязательно делают здесь остановку, и в качестве сувениров привитые черенки развозятся по всей стране. Из книги Ольги Кушлиной "Страстоцвет, или Петербургские подоконники" Павловские лимоны и сейчас хвалят.
URL записи
@темы:
картины,
фрукты-овощи