вторник, 09 мая 2023 в 12:39
Пишет Irina77:
![]()
Если вы собрались в путешествие по английским дорогам, без лошади вам не обойтись. Нет, конечно, можно сказать, что вы очень любите ходить, да и физические нагрузки вам нравятся, — некоторые люди действительно исходили страну вдоль и поперек пешком, — но вскоре вы поймете, для чего на самом деле нужна лошадь. В первую очередь это связано не с расходом энергии, а со статусом и личной гигиеной. Джентльмены и леди не ходят по большим дорогам пешком: они едут либо верхом, либо в карете. Еще один вариант — паланкин, экипаж, закрепленный на двух длинных жердях. В городах их обычно носят слуги: некоторые женщины предпочитают отправляться за покупками в паланкине, а не в карете — в нем намного легче маневрировать на улицах. читать дальшеНо если вы соберетесь в далекое путешествие, для паланкина вам понадобится упряжь. Они, конечно, старомодны по сравнению с каретами, но некоторые аристократы все еще ими пользуются. В 1589 году сэр Фрэнсис Уиллоуби спрашивает графиню Шрусбери, может ли его жена взять у нее на время конный паланкин. В больших городах они даже доступны напрокат: в 1577 году лорд Норт заплатил 1 фунт 16 шиллингов 9 пенсов за конный паланкин, чтобы отвезти свою сестру в Лондон из Кертлинга, графство Кембриджшир, а в 1599 году Томас Дайер тяжело заболевает в Лондоне и платит 1 фунт 2 шиллинга за конный паланкин, который доставляет его домой, в Саттон-Кортеней, графство Беркшир. Лошади бывают разные. Palfrey — это хорошая верховая лошадь, на которой можно ездить на большие расстояния. Courser («рысак»
высокий и быстрый, идеально подходит для охоты. Английские ломовые лошади славятся силой: Вильям Гаррисон говорит, что пять-шесть таких лошадей способны долго везти груз весом в три тысячи фунтов, а одна — четыреста фунтов. Вьючные лошади носят на спинах не седоков, а грузы. Гаррисон добавляет, что коней, разводимых для верховой езды, в Англии обычно кастрируют; мерины спокойнее жеребцов и подходят даже для женщин-всадниц. (Помните: женщины благородного происхождения, в том числе супруги уважающих себя йоменов, ездят в женском седле.) Еще он отмечает, что начался ввоз «чужеземных лошадей», в частности испанских хеннетов и неаполитанских рысаков. Томас Бландевилль перечисляет одиннадцать пород в «Четырех главных направлениях разведения лошадей» (1566): турецкую, берберскую, сардинскую/корсиканскую, неаполитанского рысака, испанского хеннета, венгерскую, алеманнскую (немецкую), ирландского хобби, фламандскую, фризскую и швейцарскую. У каждой породы есть свои отличительные качества. Турецкая лошадь не остановится ни перед чем и смело перепрыгнет через любое препятствие. Берберская может часами галопировать по ровной дороге. Фламандские лошади огромны и могут тащить большой вес, подобно современным английским тяжеловозам. Испанские хеннеты быстры, за что их ценят аристократы. «Ирландский хобби, — пишет Бландевилль, — достойная лошадь, с хорошей головой и правильными пропорциями тела, правда, многие из них худы и острозады. У них нежный рот, они ловки, легки, приятны и легко поддаются обучению; чаще всего они иноходцы, так что очень подходят под седло». Впрочем, любимец Бландевилля — неаполитанский рысак: Отличная лошадь, одновременно приятная на вид и сильная, а по доброте и храбрости не уступит любой другой… По моему мнению, их добрый нрав и послушность, привлекательный облик, сила, смелость, уверенная поступь, хорошее поведение под уздой, быстрый бег, уверенная рысь и мощный галоп… превосходят большинство других пород. Если хотите приобрести собственного скакуна, советую вам направиться прямиком к самому знаменитому заводчику страны, сэру Николасу Арнольду Либо поезжайте на лошадиную ярмарку — например в Рипоне, Стаурбридже и Смитфилде (Лондон). В елизаветинскую эпоху в лошадях больше всего ценят масть, форму ног, а также удобную скорость иноходи. С мастью все не так очевидно, как вы думаете: с ней связано множество суеверий. Бландевилль говорит, что белая передняя нога на дальней стороне — это хороший знак, как и белая задняя — на ближней стороне; но если окрас противоположный, это предвещает беду. Если белая шерсть слишком высоко на ноге — это тоже плохой знак. Разброс цен чрезвычайно велик: на ярмарке за верховую лошадь можно легко отдать больше трех фунтов (или еще больше, если животное очень хорошее), но неплохую лошадь постарше можно купить и дешевле. Поспрашивайте в деревнях: кто-то наверняка продает лошадь в частном порядке, как сейчас многие — подержанные автомобили. Средняя цена за подержанную лошадь — где-то между одним и двумя фунтами (цена во время правления Елизаветы медленно, но неуклонно росла). Впрочем, в 80-х годах вы запросто сможете найти старую лошадь за 5 шиллингов, а необъезженный годовалый жеребенок обойдется вам в 6 шиллингов 8 пенсов. Если не хотите покупать лошадь, можете взять ее напрокат. Это можно сделать в гостиницах — там с удовольствием сдают лошадей внаем, если доверяют клиентам. Или же можете нанять почтовую лошадь. В начале XVI века открыли три почтовых маршрута из Лондона. Первый — на север, в Бервик, на границу с Шотландией. Другой — в Дувр, через Дартфорд, Рочестер, Ситтингборн и Кентербери. Третий — в Плимут. Каждый из этих маршрутов представляет собой серию станций, расположенных примерно в 20 милях одна от другой; на любой из них вы можете нанять лошадь по стандартной таксе 3 пенса за милю (или 21/2, если у вас дело государственной важности), а потом заплатить еще 6 пенсов «почтовому мальчику», чтобы он вернул ее. Закон требует от каждой почтовой станции постоянно, день и ночь, держать готовыми двух лошадей в полной сбруе и с двумя сумками, чтобы складывать почту. Если вы путешествуете, то можете «поехать с почтой» на другой лошади, а гонец потом вернет ее обратно. Некоторые города за свой счет держат даже больше лошадей (например, Лестер — четыре). В 1571 году главным почтмейстером назначают Томаса Рэндольфа, и он ненадолго открывает четвертый маршрут — до валлийского Бомариса, а затем, через пролив, в Ирландию, но его закрывают всего через пять месяцев работы и возобновляют лишь в 1598 году. При Елизавете почтой разрешается пользоваться кому угодно, но посылки от частных лиц доставляют только в качестве «сопровождения» государственных: отдельно их возить нельзя. Если хотите отправить посылку частным образом, передайте ее с возчиком, который регулярно ездит между городами, развозя грузы. Как далеко вы сможете заехать? Это зависит от нескольких факторов: времени года, погоды, цены на смену лошадей в далекой поездке и того, сколько вы сами способны провести в седле. На сухой дороге в середине лета, если у вас сильные бедра и ягодицы, вы сможете двигаться с минимальной почтовой скоростью — семь миль в час. Люди на собственных лошадях, которые очень торопятся в Лондон из Эксетера, могут проехать 170 миль за три дня. Возвращаясь с почтой в Дувр в октябре 1599 года, Томас Платтер смог сделать 45 миль от Грейвсенда за пять часов (девять миль в час), и он называет это «большой скоростью». Летом можно проскакать до 100 миль в день — если, конечно, ваши бедра выдержат напряжение. Зимой же, когда дороги грязны, световой день длится всего восемь часов, а лошадей поменять негде, вам очень повезет, если у вас получится делать хотя бы две-три мили в час — жалких 20 миль в день, да еще и под проливным дождем. Самый впечатляющий рекорд установил сэр Роберт Кэри, которого отправили в Шотландию к королю Якову VI с известием, что королева Елизавета умерла. Он выезжает между 9 и 10 утра 25 марта 1603 года и той же ночью добирается до Донкастера, проехав 162 мили за день. Назавтра он проехал еще 136 миль — до своего дома в Уиддрингтоне. На третий день он упал и сильно разбил голову, так что пришлось ехать медленнее, но тем не менее к ночи он успел проделать последние 99 миль до Эдинбурга. На все путешествие длиной в 397 миль ему понадобилось три дня, причем первые 347 из них он проехал за два дня и три часа. Ян Мортимер «Елизаветинская Англия» В эпоху Регентства читать дальшеНаличие лошади в эпоху Регентства было не только возможностью быстрого передвижения, но и символом достатка. Большинство владельцев искали лошадь с отличным здоровьем и исключительной красотой, чтобы демонстрировать своё состояние. Цены варьировались от 30 до 100 фунтов стерлингов в зависимости от возраста и породы. Также стоит помнить о расходах на корм и снаряжение, содержание в стойлах, визиты к ветеринару и кузнецу, а ещё об уплате ежегодного налога в размере 30 шиллингов за каждую лошадь. В романе "Чувство и чувствительность", когда Джон Уиллоуби предлагает подарить Марианне Дэшвуд лошадь, она сначала импульсивно соглашается, а затем вынуждена отказаться, когда Элинор напоминает ей о связанных с этим расходах.
Лошадей также разводили и обучали для участия в скачках, являющимися очень популярным событием в Англии в эпоху Регентства. Это был спорт для богатых и влиятельных людей, и с тех пор сопутствующий азарт стал весьма распространённым. В Мэнсфилд-парке Том Бертрам, уже доставивший своей семье финансовые проблемы, снова возвращается в Лондон, чтобы принять участие в ставках на скачки. В то время как мужчины участвовали в состязаниях, респектабельным женщинам надлежало обучаться верховой езде для неторопливых прогулок и преодолению нужного расстояния. Умение ездить верхом было примечательным навыком, что также свидетельствовало о статусе. Дамам не советовалось ездить в одиночку, чтобы иметь дополнительную защиту при езде по сельской местности, ведь одинокие путники часто подвергались разбойному нападению. "Ах, кузен, как я вспомню, до чего меня пугала верховая езда, с каким страхом я слушала, когда говорили, что она пойдет мне на пользу (бывало, стоит дядюшке заговорить о лошадях, меня бросает в дрожь)… как подумаю, сколько же ты потратил усилий, чтобы урезонить меня, уговорить не бояться и убедить, что я вскоре полюблю ездить верхом, я чувствую, что ты всегда прав, и начинаю надеяться, что твои предсказанья, как всегда, окажутся верны." - "Мэнсфилд парк", пер. Р. Облонской. Участие животных в рассказах Джейн Остин показывают не только практическую сторону, но и эмоциональную связь. Тихая и сдержанная Фанни Прайс недооценена её родственниками, за исключением добросердечного кузена Эдмунда. В то время как леди Бертрам и её дочери наслаждались прогулками на своих элегантных лошадях по сельской местности, Фанни осталась дома. Эдмунд, пристыжённый и разъярённый небрежным отношением требует, чтобы у неё была своя собственная. По ходу истории сила и выносливость Фанни увеличиваются благодаря часам, которые она провела верхом на лошади.
Самой лучшей и экономной альтернативой была покупка осла или пони. Хотя они и не производили должного впечатления, но были дешевле как в стоимости, так и в содержании. Живя в Чотон-коттедже на чуть менее 500 фунтов стерлингов в год, Джейн Остин, Кассандра и их матушка владели ослом и телегой. Обычный осёл стоил около 5 шиллингов, а самого дорогого можно было купить всего за 3 фунта. В основном главные недостатки были связаны с небольшими размерами, что делало его медлительным и неспособным тянуть большую повозку или везти более двух взрослых. "Вот бы у нас был ослик! Было бы чудесно, если бы все мы приехали верхом на осликах – Джейн, мисс Бейтс и я… а мой caro sposo шел бы рядом пешком. Нет, правда, стоит поговорить с ним о покупке ослика. Поскольку мы живем в деревне, я нахожу ослика своего рода необходимостью… " - "Эмма", пер. И.Мансурова. отсюда
URL записи
@темы: деньги, лошади и телеги, англомания