среда, 01 мая 2024 в 14:15
Пишет Irina77:
Во всех романах Джейн Остин есть священнослужители, большинство которых важны для истории. Мистер Коллинз в ГиП, мистер Элтон в "Эмме", Генри Тилни в "Нортенгерском аббатстве", Эдмунд Бертрам из "Мэнсфилд-парка", и получивший в итоге пасторат Эдвард Феррас из ЧиЧ. Церковная и клерикальная система зависела от патронажа (покровительства короны, гос.учреждений, университетов, или частного землевладельца). В Великобритании насчитывалось 11 600 бенефиций, то есть церковных доходов — от служителя в соборе, до места священника, живущего в скромном доме викария или в более богатом пасторате. читать дальше Около 2500 бенефиций были дарованы епископами или капитулами кафедрального собора; и очевидно, они доставались родственникам и иждивенцам епископов, каноников и так далее. 600 мест были предоставлены различными Оксфордскими или Кембриджскими колледжами и государственными школами. 1100 - были дарованы короной и 5500 - были предоставлены частными землевладельцами, такими как генерал Тилни и сэр Томас Бертрам, оба из которых имеют хороший доход, и заботятся о своих младших сыновьях. Читатели ГиП также наверняка помнят, что отец Дарси хотел, чтобы его крестник Уикхем получил церковный приход. Было практически невозможно принять духовный сан, не отучившись в Оксфордском или Кембриджском университетах – что изначально указывало на серьезный классовый и финансовый барьер. Более того, размер дохода с должности сильно варьировался от всего лишь 100 фунтов до 700 фунтов в год (ожидающих Эдмунда Бертрама в "Мэнсфилд-парке"). Но этот доход мог быть значительно увеличен, если полученный церковный приход относился к пасторату, а не скромному приходу викария. Приход в Хансфорде, дарованный леди Кэтрин мистеру Коллинзу, наверняка был довольно богатым, а как пастор, он имел право на десятину (т.е 10 % от всей сельскохозяйственной продукции в приходе), доход от глеба (земель, принадлежащих самому приходу). Также известно, что в Хансфорде есть два луга, а Коллинзы держат коров и домашнюю птицу. Весь смысл получения средств к существованию, какими бы скромными они ни были, заключался в том, что к ним прилагался дом священника - то есть место для жизни, сад и, хотелось надеяться, пара полей. Было важно, чтобы дом священника имел самодостаточность. Новобрачные Элинор Дэшвуд и Эдвард Феррарс поселились в Делафордском приходе (приносящем им ок. 250 ф. в год), и могли вырастить достаточно, чтобы прокормить себя. Вдобавок у них у каждого было по тысяче фунтов (что приносило им еще 100 ф. в год), а миссис Феррас в конце-концов вернула сыну обещанные 10 000 ф (которые могли дать еще 500 ф. дохода). Мистер и миссис Остин унаследовали от своих семей примерно по 1000 фунтов. В первое время в Стивентоне мистеру Остину удавалось собирать со своих прихожан около 200 фунтов десятины в год; позже он сумел довести этот годовой сбор почти до 600 фунтов. Ему помогли Наполеоновские войны, приведшие к нехватке продовольствия и, как следствие, к росту цен на сельскохозяйственную продукцию. Кроме того, около 300 фунтов мистеру Остину приносила ферма. Так что после трудного подъема к вершине своего процветания он добился годового дохода примерно в 1000 фунтов. Но что значили эти суммы? Георгианцам они мгновенно указали бы на определенный уровень жизни. В своих романах Джейн часто использует доход в качестве маркера статуса, не сомневаясь, что ее читатели тут же поймут, какое хозяйство она имеет в виду, говоря о семье, имеющей пятьсот или тысячу фунтов в год. Пятьсот фунтов годовых были минимумом, при котором семья могла претендовать на «изысканность». Таким доходом располагают у Джейн едва сводящие концы с концами Дэшвуды в «Чувстве и чувствительности». Тысяча фунтов была другой важной планкой, так как по ее достижении человек становился способным содержать собственный выезд, со всеми затратами на конюшню и обслугу. Остины какое-то время имели свой экипаж, но отказались от него, сочтя слишком дорогим удовольствием. Немаловажный факт - во времена Джейн Остин англиканская церковь не выплачивала пенсий священникам на пенсии, а вдовам и сиротам не выделялось никаких пособий. Так, миссис и мисс Бейтс, жена и дочь бывшего викария Хайбери в Эмме, оказались в очень бедственном положении и живут в скромной квартире всего на 100 ф.год. Для благородных леди это практически нищета. Им приходится полагаться на щедрость других, более состоятельных прихожан, чтобы "высоко держать голову". Еще одно отличие заключалось в том, сколько свободного времени было у викариев. Генри Тилни, например, проводит большую его часть со своими собаками и лошадьми, и у него есть помощник (curate - младший викарий, с оплатой от 50 до 100 фунтов в год), выполняющий часть его обязанностей. Обычно считается, что церковные службы во времена Джейн Остин были такими же частыми, как и сегодня – утренняя, Святое Причастие и вечерняя служба каждое воскресенье. Также ежедневная служба рано утром, возможная служба в середине недели, воскресная школа и так далее. И разумеется, что церкви были полны по воскресеньям. Неправда. Типичная церковь начала 19-го века мало изменилась со времен Реформации 1530-х годов. Непосещение было обычным делом, многие церкви находились в ужасающем состоянии; один викарий заметил, что его на памяти церковь внутри ни разу не побелили. Ожидалось, что священник будет проводить службу Святого Причастия лишь три-четыре раза в год. Ему даже не нужно было писать свои собственные проповеди, их было множество уже готовых. Например, проповеди Фордайса, которые мистер Коллинз читал вслух во время посещения Лонгборна (ГиП), и так грубо прерванные Лидией. Еженедельное воскресное богослужение было скорее исключением, чем правилом. Когда молодая королева Виктория говорила с лордом Мельбурном о важности регулярного посещения церкви, лорд Мельбурн ответил, что "в молодости нечасто посещал ее", чем королева была шокирована. Так чем же на самом деле занимался викарий прихода? Элизабет Беннет, сэр Уильям и Мария Лукас посетили Коллинзов накануне Пасхи, в самое загруженное время церковного года. Тем не менее, мистер Коллинз каждый день возит своего тестя по сельской местности во время их визита, они принимают приглашения на обед в Розингсе с леди Кэтрин де Бер, но в тексте опущены упоминания о каких-либо церковных мероприятиях. Мистер Элтон всегда рад по вечерам поиграть в нарды с мистером Вудхаусом; единственное, о чем упоминается, - это о его поездке в Лондон, чтобы вставить портрет Харриет в рамку, из-за чего он пропустил заседание вист-клуба в "Короне". Вряд ли это то, чего можно ждать от викария. И все же мистер Найтли называет мистера Элтона "очень респектабельным викарием Хайбери" – и он действительно навещает старую миссис Бейтс с дочерью. Однако надо отметить приходские собрания по понедельникам, которые были важной частью управления церковью. Об этом упоминают мистер Элтон (Эмма), и Генри Тилни (Норт.аб.) На них обсуждали реальные проблемы прихода, такие как ремонт церкви, который, если будет серьезным, может повлечь за собой взимание церковными старостами платы со всех прихожан в зависимости от стоимости их имущества. Все жители мужского пола, владевшие землей, имели право высказывать свое мнение на приходских собраниях, которые проходили в церковной ризнице (комната в христианских церквях для хранения облачений (таких как альба и риза) и другой церковной утвари, священных сосудов и приходских записей. Ризница обычно располагается внутри церкви, но в некоторых случаях это пристройка или отдельное здание). Приходские собрания по понедельникам также были хорошей возможностью для знакомства со своими соседями, если вы хотели добиться успеха в жизни. На таком собрании мистер Коул, например, мог встретиться с другими землевладельцами и принять участие в общем управлении Хайбери. Мистер Найтли - мировой судья, а мистер Уэстон и мистер Коул - его помощники, и значит оба мужчины, занимавшиеся торговлей, должны доказать, что теперь они берут на себя обязанности, подобающие джентльменам-землевладельцам. Складывается впечатление, что большая часть работы сельского викария заключалась в том, чтобы обеспечивать своего рода "социальный клей". Конечно, он навещал больных, но также давал советы церковным старостам или кому-либо еще и следил за тем, чтобы жизнь в деревне текла гладко. Также немаловажно, чтобы викарий был женат. Леди Кэтрин де Бург была тверда в этом вопросе: "Мистер Коллинз, вам следует жениться. Служитель церкви вашего склада должен быть женатым человеком. Выбирайте разумно, выбирайте достойную. Учтите мой вкус считаясь, конечно, и со своим. Пусть это будет порядочная, работящая женщина, не избалованная, такая, которая способна сводить концы с концами при скромном доходе." Шарлотта Лукас оказалась идеальным выбором. Интересно, что статус жены священника был более изменчивым, чем у большинства других. Мистер Элтон, очевидно, считает, что занимает достаточно высокое положение, чтобы позволить себе добиваться руки Эммы Вудхаус. Сама Эмма считает, что красивая, но социально не слишком высокого происхождения Харриет Смит подошла бы ему больше. В итоге он выбирает Августу Хокинс, молодую женщину из нуворишей, с хорошим приданым, но вульгарными манерами. Мистер Коллинз, однако, твердо убежден, что статус священнослужителя ставит его на один социальный уровень с мистером Дарси, и самовольно обращается к нему на балу в Незерфилде, к огромному смущению Элизабет Беннет. Очевидно, что мистер Дарси считает поступок мистера Коллинза дерзостью. Частичный перевод мой отсюда, также использован отрывок из книги Люси Уорсли "В гостях у Джейн Остин. Биография сквозь призму быта" отсюда В дополнение еще одна статья-глоссарий здесь
URL записи
@темы: деньги, англомания