09:02 

Шано
Оригинал взят у в Тёльт, или верховая езда в средневековье – как все было на самом деле





Если вы любите европейскую средневековую миниатюру, вам наверняка приходилось замечать, что лошади на них как-то странно переставляют ноги – слишком высоко, – так, как вам, скорее всего, не доводилось наблюдать в реальной жизни, и к тому же, на миниатюрах часто изображены иноходцы. Что касается постановки ног, наверняка вы думали, что средневековые мастера, в целях выразительности рисунка, слегка подправляли реальность. Вы ошибались. Мастера-иллюстраторы очень точно отображали ее.

И наверняка вам уже всегда было нелегко представить себе всю эту «историю» с дамскими седлами и боковой посадкой средневековой матроны. Если вы сами при этом занимаетесь верховой ездой, наверняка вы вообще не можете представить себе эту картину. Как бы ни была легка и текуча рысь иных лошадей, рысь остается рысью. Это ритмичные толчки и тряска. Регулярно беременная матрона + дамское седло + рысь или галоп = ??? Боковая посадка в рыси – вопрос безукоризненного равновесия, она возможна всего лишь несколько минут без того, чтобы потом у вас безбожно не болел крестец. Дамское седло отчасти снимает вопрос равновесия, но не снимает вопрос толчка во время рыси, а тем более галопа (и последствий для здоровья при длительной езде "боком", а благордные дамы не только на праздничные шествия выезжали). Передвижение исключительно в шаге? Нет.

Вы были правы в своем непонимании и во всех своих сомнениях. Дело в том, что кроме шага, рыси и галопа, трех основных аллюров современной лошади, средневековье передвигалось на четвертом аллюретёльте. Мало того, в настоящее время принято считать, что подавляющее большинство лошадей в средневековье владели четырьмя аллюрами (тёльт это совершенно нормальный, то есть природный, естественный аллюр), а верховые лошади шли преимущественно именно четвертым (селекция + обучение). Основное исключение составляли боевые лошади: как раз они должны были владеть всего тремя аллюрами.

Тёльт – аллюр, по скорости ни в чем не уступающий рыси (в зависимости от степени обучения лошади скорость передвижения в тёльте может свободно варьироваться от скорости шага до скорости галопа), но по последовательности перестановки ног сравнимый с шагом. Фаза рывка или фаза парения при этом отсутствует. Результат: быстрое, но при этом совершенно не тряское передвижение. Склонность к тёльту обусловлена генетически (точный номер гена, предположительно ответственного за него, легко найти в соответствующей литературе) и изначально была у всех европейских лошадей. Ее отсутствие у современной европейской лошади – результат исторических техногенных изменений и последовавшей за ними длительной, крайне жесткой селекции, в зависимости от породы не менее жестко продолжающийся и в наши дни. Появление даже слабо выраженного тёльта у лошади, для чьей породы он не желателен, ведет к неизбежной выбраковке из селекционного процесса.

 



читать дальше
запись создана: 13.10.2012 в 11:06

@темы: история вещей, лошади и телеги

URL
Комментарии
2012-10-13 в 11:55 

Moraine
Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Утащила себе в цитатник. Идеально ко вчерашнему видео пришлось.

2012-10-13 в 13:37 

Шано
Вообще в свое время читала средневековые азиатские повести - там особенно ценились иноходцы. А когда читаешь про всяких европейских кавалеристов - никакой иноходи, даже практически не упоминают. а тут вон оно как.

URL
2012-10-13 в 13:42 

Moraine
Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Шано,
Ларчик, как всегда, просто открывался. Хотела бы я на такой лошадке прокатиться.

2018-08-13 в 10:03 

Мошка*
Очень интересно, спасибо!

2018-08-13 в 10:26 

momond
Но почему же их выбраковывали, если их шаг был так хорош? Женщины ведь ездить не переставали.

2018-08-13 в 19:58 

эх жизнь моя жестянка
momond, полагаю, что дорого было содержание и сохранение линии, а также обучение.
+ смена моды, в какой-то момент и женщины стали пользоваться мужскими седлами...

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

На тихом перекрестке

главная