11:01

Оригинал взят у в А вот и фигу
И тут становится очевидным ответ на один сакраментальный вопрос. А именно: почему атипичные аутисты, очень продвинутые, с неплохим интеллектом, но не говорящие, к которым все пристают – родители, психологи, дефектологи – и трясут их как грушу, чтобы они хоть что-нибудь сказали, не освоят два простых жеста – кивнуть и покачать головой. Казалось бы: ведь это так облегчило бы им жизнь! Всем облегчило бы жизнь! К ним бы гораздо меньше все лезли! Ну, на появление речи, видимо, стоит какой-то объективный системный запрет, о’кей, есть какие-то причины в психике или в физиологии, не знаю, не важно. Но жесты-то эти выполняются элементарно! Сложные математические задачи они решают, паззлы всякие собирают – почему бы не освоить два эти простых движения? А вот почему. В значениях этих единиц есть метафорический шажок, и именно этот метафорический перескок они совершить не в состоянии. Это я поняла недавно, этой зимой. Из-за несформированности модели психического аутисты (даже те, кому ставят атипичный аутизм) не понимают метафору, на вопрос, что значит золотые руки («Вот говорят: у мальчика Пети золотые руки. Что это значит?») отвечают: «Ну… руки из золота», с ледяным сердцем то же самое («Ну… значит, ему холодно»). (Это я сейчас, естественно, процитировала тех, у кого есть речь. Кто молчит, тот молчит. Но думает то же самое).
Теперь о том, почему метафоричны жесты кивнуть и покачать головой. Помотать головой изначально имеет конкретный смысл, примерно такой: тебе суют в рот бутылочку с соской, а ты есть не хочешь и этим движением уворачиваешься, чтобы она тебе в рот не попала. Отказываешься от еды. Кивок – это, наоборот, движение, которым младенцы присасываются. Об этом писал ещё Дарвин в работе The Expression of the Emotions in Man and Animals 1872 года. Но я это независимо от него поняла. Так вот: мы сидим в комнате, вообще далеко от кухни, и нас спрашивают: «Саша, кашу будешь?» Никакой каши нет в этой наглядной ситуации, нам её в рот не суют. И чтобы в ответ на это помотать головой, нам нужно совершить мгновенный метафорический перенос. И вот этого аутисты сделать не могут. Причём это я взяла простейший случай – вопрос тоже про еду. А если и сам вопрос про что-то совершенно левое? Например: «Саша, гулять пойдёшь?» Психиатры прекрасно знают, что наши пациенты таких штук проделывать не могут, но не знают, почему. Они это не анализируют. Ну, собственно, вот, теперь знают.



Комментарии
06.07.2016 в 17:17

aka Айша
м) не понимают метафору, на вопрос, что значит золотые руки («Вот говорят: у мальчика Пети золотые руки. Что это значит?») отвечают: «Ну… руки из золота», с ледяным сердцем то же самое («Ну… значит, ему холодно»).

Да-да, на диагностике эти примеры приводят. И сын неуеренно сказал "ну... руки из золота". Он у меня высокопродуктивный аутист. Дык вот. Он вполне освоил и эти жесты, и диалог умеет, но всегда стремиться вести диалог так, чтобы поскорее его закончить. Поэтому на большую часть вопросов, предполагающих неразвернутый ответ, он предпочтет дать позитивный ответ "да, буду, хорошо" ведь дальше уже обычно не спрашивают.
"Как дела? - Хорошо". - Разговор закончен.
"Как дела - Плохо - Почему? Что случилось?" - и тут надо говорить, тащить коммуникацию дальше. А оно ему надо?
06.07.2016 в 18:02

Я не такой уж законченный аутист, чтобы совсем не понимать что такое "золотые руки" , но вот иной раз ответить "Да/нет" на уровне "Кашу будешь?" - "Гулять пойдешь?" совершенно невозможно. Я помню в детстве: мать показывает тарелку с манной кашей "Будешь?" - "Буду". После чего условия задачи тут же меняются: в кашу шлепается здоровенный кусок масла, и мать с радостным маньяческим блеском в глазах тут же перемешивает единственное сьедобное, что было в каше - застывшую верхнюю корочку. Потом, бля, начинаются обиды: "ты же сказала, что будешь есть кашу и не ешь!" . Угу. Вот и зависаешь, не зная, что сказать в следующий раз. или - "гулять пойдешь?", а потом оказывается, что для того, чтобы пойти гулять, надо надеть что-то совершенно ненужное или гулять совсем не там. И для решения такой сложной задачи только два варианта ответа? Да вы звери, господа.
06.07.2016 в 18:09

Эм. Можно, я влезу?..
Здравствуйте.
Дети ж не понимают метафор. Мелкие которые. Они должны этому научиться.
Мы это на возрастной психологии проходили, хотя точных границ возраста я не назову. Детсадовские точно, кроме исключений из семей, где всё общение метафоричное (если нет доп.условий).
06.07.2016 в 18:15

merit_seguer, у людей с аутичным расстройством некоторые опции нормального развития включаются с задержкой. Или вообще не включаются.
06.07.2016 в 22:10

Шано, я это понимаю. Просто вопрос, с какого возраста требуется понять про золотое сердце:).
07.07.2016 в 02:20

Bats
Помотать головой изначально имеет конкретный смысл, примерно такой: тебе суют в рот бутылочку с соской, а ты есть не хочешь и этим движением уворачиваешься, чтобы она тебе в рот не попала. Отказываешься от еды. Кивок – это, наоборот, движение, которым младенцы присасываются.
Шано, хммм... но ведь есть народы, у которых наоборот, кивок - это "нет", а помотать головой - "Да"? Болгария, Индия...
07.07.2016 в 08:23

merit_seguer, я не в курсе) я возрастную психологию не изучала.

Bats, возможно, автор этого поста этого не знает.