читать дальшеВ "Таинственном острове" меня всегда восхищала его идеальная бессюжетность. Я вообще совершенно ненормальный читатель, мне скучно и утомительно следить за интригами и перипетиями - кто куда поехал, кто в кого влюбился, кто с кем поссорился и кто на какого босса работает. Особенно нестерпимы для меня а) запутанные шпионские истории; б) запутанные любовные истории.
...Причём заметьте - "Таинственный остров" не только бессюжетен, но и бесконфликтен. Между героями за всё время не возникает ни малейших трений. Современный читатель испорчен "Повелителем мух", а для Жюль Верна сама мысль о том, что пятеро хороших людей на необитаемом острове могут испытывать желание прибить друг друга - невозможна. Кстати, обратите внимание: в одном месте собралось целых пять положительных героев, которые даже грубого слова друг другу не скажут (хотя, казалось бы, уж от Пенкрофта логично ждать матросской непринуждённости), а у нас это не вызывает никаких возражений.
...В чём же секрет? Очевидно, в том, что Жюль Верн избегает показывать героев в ситуациях, где они могли бы смотреться идеально-слащавыми. Они не совершают "благородных поступков" - они просто держатся с достоинством в повседневном быту.
steblya-kam.livejournal.com/226113.html
- каков мог бы быть смысл понятия "сюжет", чтобы про роман Жюля Верна "Таинственный остров" можно было бы сказать, что в нём нет этого самого сюжета.
- То есть надо подогнать под ответ даже не решение, а условие задачи. При большом желании, можно предположить, что под так понимемым "сюжетом" имеется в виду цепочка эпизодов, объединённых причинно-следственной связью, так что развязку можно рассматривать как следствие всего предыдущего. В "Таинственном острове" завязка есть, а вот развязка - типичный deus ex machina
- Кстати, да. Вот, пожалуй, наиболее точно: новые повороты в судьбе геров никак не вытекают из всего предыдущего - не только из их действий, но и вообще из предыдущей ситуации. На этом фоне даже явный deus ex machina (даже два деуса из двух машин - "Наутилуса" и "Дункана") не кажутся чем-то искусственным и притянутым за уши - точнее, не более, чем любой предыдущий эпизод.
- Он не прав.
Там есть несколько сюжетов, один - робинзонада (это - сюжет), другой - роман тайн (он растянут и заслонен первым, но от этого не менее важен и заметен), третий - метасюжет трилогии.
leonid-b.livejournal.com/1062799.html?thread=28...
"Профессионалы-филологи" здесь только всё усложнят. "Сюжет" - самый запутанный термин в теоретической поэтике. Когда в начале 20-го века термину попытались придать строгое значение (противопоставив "сюжет" "фабуле") это было сделано косо. Определение сюжета Виктором Шкловским (сюжет как перестановка элементов фабулы в процессе изложения событий - то есть творческая деформация событийной основы) контринтуитивно, оно противоречит обыденному пониманию слова "сюжет". Но с лёгкой руки Виктора Борисовича именно такое контринтуитивное представление о сюжете утвердилось в отечечественной теории литературы - всё, что было сказано интересного на эту тему (прежде всего полемизировавшими с Шкловским Выготским и Бахтиным) было сказано в заданных Шкловским терминилогических координатах: фабула это придуманная автором "жизнь", а "сюжет" - это вторичное преобразование этого жизненного материала в художественном акте). Потом ещё был забавный эпизод, когда термины "фабула" и "сюжет" попытались поменять местами (Поспелов, а до него Петровский), назвав "сюжет" Шкловского "фабулой", а "фабулу" Шкловского "сюжетом" - что окончательно всё запутало.
Остаётся следовать "обыденному" представлению о сюжете и сосредочиться не на значении термина, а на специфике романа "Таинственный остров". И тут я поддержал бы revoltp. Есть тип повествования, который строится на логической динамике событий, переплетённых между собой и вытекающих друг из друга (Ваше "развитие ситуации", видимо, следует отнести сюда же). И тут - чтобы не уходить далеко от "островной" тематики - я бы предложил в качестве примера "Остров сокровищ". Такой тип предполагает линейное выстраивание эпизодов, взаимодействующих друг с другом, подготавливающих друг друга, друг из друга вытекающих, либо наоборот друг друга осложняющих, "притормаживающих", а с другой стороны он предполагает постоянную обращённость в будущее, ожидание, как весь этот клубок в конце концов развяжется - "чем всё закончится?" - собственно, читательский интерес как-раз и нацелен на процесс развязывания этого клубка. Причинно-следственные связи и ожидание развязки тут по особому нагружены, читатель следит именно за этим.
А есть тип повествования, который строится на эмоциональном погружении в определённую архетипическую ситуацию и её, так сказать, художественном смаковании. Логическая интрига в таком типе повествования ослаблена, а отдельные эпизоды слабее связаны друг с другом и теоретически взаимозаменяемы, переставляемы, убираемы или наоборот на эту нить можно ещё много чего понавесить, они не "развивают сюжет", а просто варьируют несколько элементарных, но зато эмоционально захватывающих тематических линий. Это как какой-то американский журналист сказал, что если читать советские газеты, складывается впечатление, что в Советском союзе происходит одно единственное событие - социалистическое строительство. В случае с "Таинственным островом" такими метасобытиями являются - овладевание миром и образование человеческого сообщества в процессе этого овладевания с преодоление трудностей на этом пути, а с другой стороны, оттеняющее этот процесс присутствие таинственного покровителя, который приходит на помощь в трудную минуту. Кстати, этот второй тип повествования близок мифу
leonid-b.livejournal.com/1062799.html?thread=28...
- Ролан Барт о Жюль Верне.
Очерк из "Мифологий" - "Натилус" и "Пьяный корабль" rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/bart/2/j29.ht...
И наукообразный структуралистский разбор "Таинственного острова" philology.ru/literature1/barthes-94g.htm
leonid-b.livejournal.com/1062799.html?thread=28...
...Причём заметьте - "Таинственный остров" не только бессюжетен, но и бесконфликтен. Между героями за всё время не возникает ни малейших трений. Современный читатель испорчен "Повелителем мух", а для Жюль Верна сама мысль о том, что пятеро хороших людей на необитаемом острове могут испытывать желание прибить друг друга - невозможна. Кстати, обратите внимание: в одном месте собралось целых пять положительных героев, которые даже грубого слова друг другу не скажут (хотя, казалось бы, уж от Пенкрофта логично ждать матросской непринуждённости), а у нас это не вызывает никаких возражений.
...В чём же секрет? Очевидно, в том, что Жюль Верн избегает показывать героев в ситуациях, где они могли бы смотреться идеально-слащавыми. Они не совершают "благородных поступков" - они просто держатся с достоинством в повседневном быту.
steblya-kam.livejournal.com/226113.html
- каков мог бы быть смысл понятия "сюжет", чтобы про роман Жюля Верна "Таинственный остров" можно было бы сказать, что в нём нет этого самого сюжета.
- То есть надо подогнать под ответ даже не решение, а условие задачи. При большом желании, можно предположить, что под так понимемым "сюжетом" имеется в виду цепочка эпизодов, объединённых причинно-следственной связью, так что развязку можно рассматривать как следствие всего предыдущего. В "Таинственном острове" завязка есть, а вот развязка - типичный deus ex machina
- Кстати, да. Вот, пожалуй, наиболее точно: новые повороты в судьбе геров никак не вытекают из всего предыдущего - не только из их действий, но и вообще из предыдущей ситуации. На этом фоне даже явный deus ex machina (даже два деуса из двух машин - "Наутилуса" и "Дункана") не кажутся чем-то искусственным и притянутым за уши - точнее, не более, чем любой предыдущий эпизод.
- Он не прав.
Там есть несколько сюжетов, один - робинзонада (это - сюжет), другой - роман тайн (он растянут и заслонен первым, но от этого не менее важен и заметен), третий - метасюжет трилогии.
leonid-b.livejournal.com/1062799.html?thread=28...
"Профессионалы-филологи" здесь только всё усложнят. "Сюжет" - самый запутанный термин в теоретической поэтике. Когда в начале 20-го века термину попытались придать строгое значение (противопоставив "сюжет" "фабуле") это было сделано косо. Определение сюжета Виктором Шкловским (сюжет как перестановка элементов фабулы в процессе изложения событий - то есть творческая деформация событийной основы) контринтуитивно, оно противоречит обыденному пониманию слова "сюжет". Но с лёгкой руки Виктора Борисовича именно такое контринтуитивное представление о сюжете утвердилось в отечечественной теории литературы - всё, что было сказано интересного на эту тему (прежде всего полемизировавшими с Шкловским Выготским и Бахтиным) было сказано в заданных Шкловским терминилогических координатах: фабула это придуманная автором "жизнь", а "сюжет" - это вторичное преобразование этого жизненного материала в художественном акте). Потом ещё был забавный эпизод, когда термины "фабула" и "сюжет" попытались поменять местами (Поспелов, а до него Петровский), назвав "сюжет" Шкловского "фабулой", а "фабулу" Шкловского "сюжетом" - что окончательно всё запутало.
Остаётся следовать "обыденному" представлению о сюжете и сосредочиться не на значении термина, а на специфике романа "Таинственный остров". И тут я поддержал бы revoltp. Есть тип повествования, который строится на логической динамике событий, переплетённых между собой и вытекающих друг из друга (Ваше "развитие ситуации", видимо, следует отнести сюда же). И тут - чтобы не уходить далеко от "островной" тематики - я бы предложил в качестве примера "Остров сокровищ". Такой тип предполагает линейное выстраивание эпизодов, взаимодействующих друг с другом, подготавливающих друг друга, друг из друга вытекающих, либо наоборот друг друга осложняющих, "притормаживающих", а с другой стороны он предполагает постоянную обращённость в будущее, ожидание, как весь этот клубок в конце концов развяжется - "чем всё закончится?" - собственно, читательский интерес как-раз и нацелен на процесс развязывания этого клубка. Причинно-следственные связи и ожидание развязки тут по особому нагружены, читатель следит именно за этим.
А есть тип повествования, который строится на эмоциональном погружении в определённую архетипическую ситуацию и её, так сказать, художественном смаковании. Логическая интрига в таком типе повествования ослаблена, а отдельные эпизоды слабее связаны друг с другом и теоретически взаимозаменяемы, переставляемы, убираемы или наоборот на эту нить можно ещё много чего понавесить, они не "развивают сюжет", а просто варьируют несколько элементарных, но зато эмоционально захватывающих тематических линий. Это как какой-то американский журналист сказал, что если читать советские газеты, складывается впечатление, что в Советском союзе происходит одно единственное событие - социалистическое строительство. В случае с "Таинственным островом" такими метасобытиями являются - овладевание миром и образование человеческого сообщества в процессе этого овладевания с преодоление трудностей на этом пути, а с другой стороны, оттеняющее этот процесс присутствие таинственного покровителя, который приходит на помощь в трудную минуту. Кстати, этот второй тип повествования близок мифу
leonid-b.livejournal.com/1062799.html?thread=28...
- Ролан Барт о Жюль Верне.
Очерк из "Мифологий" - "Натилус" и "Пьяный корабль" rumagic.com/ru_zar/sci_philosophy/bart/2/j29.ht...
И наукообразный структуралистский разбор "Таинственного острова" philology.ru/literature1/barthes-94g.htm
leonid-b.livejournal.com/1062799.html?thread=28...
@темы: писательское
И некультурно поржу над "бесконфликтностью". )))
Похоже, автор жж-поста искренне убеждена, что понятие "конфликт" исчерпывается стремлением дать в морду ближнему. О таких вещах как внутренний конфликт (основа вообще всей мировой литературы) или, допустим, конфликт человека и обстоятельств милейшая критик, филолог и литературовед явно никогда не слышала. Потому что весь "Таинственный остров" - как раз таки одно сплошное описание упомянутых конфликтов.