Случайно наткнулся на старый (2006 года) текст воспоминаний своих :-) О перестроечном времени... Кое-кому будет интересно.
Преданье старины глубокой...
Новосибирск. Союз Писаталей рядом с базаром.."Амальтея", Михаил Петрович Михеев... молодые писатели, желающие издаваться и не имеющие такой возможности.
Сначала появилась идея создания журнала молодежного, ориентированного на фантастику и приключения, который бы хорошим тиражом охватывал территорию от Урала до Владивостока. Это был еще 1985 год. Виталий Пищенко и я занялись этим очень плотно. Виталий - будучи комсомольским работником, замечательно умел составлять бумаги именно тем "штилем", который был понятен чиновникам от литературы и иных сфер, контролирующих ея. Подразумевалось, что будучи адвокатом и имея широкие связи, я имею возможность обеспечить деятельность журнала.
Вместе с Виталием мы обивали пороги Союза Писателей России, Союза Писателей СССР, Госкомиздата и прочая, прочая... Дядя Степа (Михалков) скрывался из своего кабинета через запасную дверь, чтобы не столкнуться с нами в приемной, поскольку секретарь сообщила, что его нет. На третий день уловка его была раскрыта и пока Виталий шумел в приемной, я караулил у запасного выхода и подпись была получена, одна из множества необходимых. Кстати, все поездки в Москву, а было их множество, оплачивались из нашего кармана... Помогали с гостиницами в Москве ребята из отдела рабочей молодежи ЦК ВЛКСМ, тогда это тоже было проблемой. Они же помогали советами и кое-какими делами.
Беседы с писателем-генералом Карповым, с Георгий Мокиевичем Марковым и с кучей других, уже и не помню, каких чиновников. Нина Матвеевна Беркова, понимающе кивала, но сделать ничего не могла. Бумаги мы подписали, но дело так и застопорилось из-за вопроса о предоставлении издательского права. Но остановило нас еще и то, что как оказалось, на места руководящие в этом журнале уже оказались претенденты.
А тут и перестройка подоспела, и закон вышел о кооперативах общественного питания. Горбачев громогласно заявил о том, что к прошлому возврата нет и только вперед...
Решили мы создать кооператив издательский.
читать дальшеПоскольку и я, и мой соавтор Леонид Шувалов, были адвокатами, то, творчески переработав имеющийся устав кооператива в сфере общественного питания (других еще и не было! это лето 1986 года.), мы привлекли в качестве пайщика Новосибирский Союз Писателей и пошли регистрироваться в райисполком, придумав красивое название - "Жарки" – яркий сибирский цветок. План издательский у нас уже был готов и состоял не только из фантастики и детективной литературы, но и из многотомника ханты-мансийс¬кого эпоса, который взялся составлять Юван Шесталов. (до сих пор помню, как в гостиничном номере, после стакана водки, он вдруг признался, что его дедушка был шаманом и начал камлать, весьма серьёзно!)
Пищенко от участия в кооперативе, как в деле не очень политически верном, уклонился. Пока суд да дело, документы на рассмотрении, я стал заниматься материальной базой. Привлек своих бывших клиентов, кого приходилось защищать, будучи адвокатом - снабженцев. Получил нужные контакты, полетел доставать бумагу, которая в те времена была весьма фондируемым материалом, не менее дефицитные картон, бумвинил и прочее. Договориться с типографией о принятии заказа от кооперативного издательства – это было то еще дело! Перестройка перестройкой, а кто знал, чем этакое обернуться может. Но договорился – в Подмосковье.
Заседания исполкома прошло, кооператив зарегистрировали и, отметив это событие, мы взялись за работу уже серьезно.
Замечательная женщина и журналист Замира Ибрагимова, которая была в то время собственным корреспондентом «Литературной газеты», сделала большую статью об издательстве и «Литературка» вышла с материалом, чуть ли не на первой полосе – «Расцвели сибирские «Жарки»... Первое в Союзе ( а мы и в самом деле были первыми!) кооперативное издательство... и так далее... Вскоре нас вызвали в исполком и предложили закрыть кооператив. Основание – нет таких уставов, чтобы отражали деятельность издательств. Мы, естественно, отказались. Мой знакомый, работающий в обкоме партии, вызвал меня на встречу и поведал о звонке из Москвы, якобы от Лигачева, смысл которого сводился к следующему: «Кооперативные пирожки и колбаса – это одно дело, а кооперативная книга – совсем другое.» Книги. Идеология... С юридической точки зрения прикопаться к нам было практически невозможно. Тогда опытные чиновники нашли выход! Они отменили решения о регистрации всех коопера-тивов (больше сорока!), зарегистрированных вместе с нами, объяснив это, якобы имеющим место отсутствием кворума среди членов исполкома. Всех остальных они поти-хоньку зарегистрировали снова, нам же – отказали из-за неясностей в законода¬тельстве. Сказали, приходить, когда будут предусмотрены издательские кооперативы. Переживали мы сильно... Но, отойдя от переживаний, нашли выход начать издательскую деятельность.
«Семинар молодых писателей Сибири и Дальнего Востока, работающих в жанре фантастики и приключений при Центре Научно-Технического творчества молодежи Новосибирского обкома ВЛКСМ» - именно такое название получила наша структура. Тут уже сработал Виталий Пищенко, сведя меня с нужными людьми в обкоме комсомола. Центры НТТМ только-только образовались и мы, организовавшись как структурное, но самостоятельное подразделение, должны были отчислять им 10% от наших прибылей. Никаких тебе налогов и других платежей! Пищенко стал старостой семинара, я – директором.
В июне 1997 года провели первый семинар в Новосибирске – народ съехался ото всюду! Множество рукописей, обсуждений, в результате родился сборник «Румбы фантастики».
Встал вопрос с издательским правом. На первый сборник, поставить свою марку согласилось Новосибирское книжное издательство, но с кучей оговорок и экивоков. Печатать тираж взялась типография «Наука», благодаря помощи Ирины Левит, чей отец долгое время был там директором. Первый «Румб» - 70 тысяч тиража!
Потом семинар в доме творчества писателей «Дурмень», что под Ташкентом. Много солнца, бассейн, разговоры, обсуждение рукописей, знакомства. Потом семинар в Риге.
После Новосибирского семинара Виталий Пищенко стал говорить о том, что необходимо становиться Всесоюзными, и не только говорить. Провели переговоры с «Молодой гвардией», которая согласилась ставить свою марку на изданиях, подготовленных нами. В результате Семинар стал Всесоюзным творческим объединением молодых писателей фантастов, а позже появилось добавление «при ИПО ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия»
Так сложилось, что обеспечение бумагой и полиграфической базой легло на меня. Сумасшедшие комбинации, когда целлюлоза, полученная в обмен на трубы, за которые был отдан кирпич, а что за кирпич пришлось отдать, я уже не помню, шла из Красноярска в Советск (под Калининградом), где из неё делали бумагу для наших сборников, - были в порядке вещей. Организовывались филиалы уже ВТО МПФ по всей стране.
Однако, на семинаре в Днепропетровске, я вынужден был уйти. По ряду причин. Официально я объявил, что не являясь фантастом, хочу заниматься детективным жанром. Реальными причинами были другие – в том числе, появление в сборниках ВТО МПФ писателей, отнести которых к молодым и начинающим, было затруднительно.
Дальше уже не так интересно. ВТО МПФ продолжало существовать, я был в курсе ситуации.
Среди деятелей КЛФ бытует мнение, что в массе своей сборники «Румбы фантастики» - это серые издания.
Бушков, Лукьяненко, Кудрявцев, Силецкий, Лазарчук, Успенский, Руденко, Штерн, Трускиновская, Вершинин... еще не помню. Они не только печатались в «Румбах», но и получали серьезные по тем временам гонорары! С самого начала издания мы выплачивали авансы! Если член Союза Писателей за свою книгу в государственном издательстве мог рассчитывать на 120 рублей за авторский лист, мы платили 300 рублей за лист – молодому и неизвестному автору. Часто – авансом. Леня Кудрявцев смог оставить работу и сесть писать книгу, Лева Вершинин получил выговор от мамы, которая решила, что он связался с бандитами, поскольку принес домой кучу денег.
И еще. Самое главное! Опять-таки, многие считают, что ВТО МПФ получало деньги от «Молодой гвардии» или комсомола. Ложь! Все деньги, потраченные на проведение семинаров (билеты участникам, командиро-вочные, кормежка, проживание) были нашими, заработанными. Равно, как и деньги, используемые на выпуск книг, на выплату гонораров, на зарплату представителям ВТО на местах. Откуда они взялись? Еще с первого сборника мне удалось построить отношения с «союзпечатью» и книготоргом. Мы получали деньги авансом за еще неизданные сборники. Что позволяло запускать новые. А «Молодой гвардии» мы отчисляли какой-то процент от выпущенных книг.
Задача наша была – дать возможность публиковаться молодым, талантливым и начинающим авторам. Что мы и делали. И уровень авторов был не хуже, чем тот, что сегодня представлен ведущими издательствами. В наших сборниках, хотя бы были редакторы и корректоры...
Может чего упустил, чего напутал, так времени много прошло. www.facebook.com/boris.a.zavgorodny/posts/51396...опечатка насчет 1997 года, имеется в виду 1987