Преданья старины
Король Артур, существовал ли он когда-либо в реальности, или же полностью вымышленный персонаж, довольно четко локализован во времени. Основные сведения о его "жизни и деятельности" связаны с событиями второй половины V века на территории Британии. Огромную сложность и массу помех историкам и культурологам (а также бездну радости и счастья исторЕГам и культуролУХам) приносит то, что это время практически не описано ни в каких сочинениях, которые могли бы быть признаны достоверными. Вторая половина V века на территории Британии - это, увы, время легенд, "перепевок Рабиновичем с третьей или четвертой копии", или даже откровенного вранья... Так что сперва - краткий очерк того, с чем мучаются добросовестные исследователи вот уже около тысячи лет.

( Читать дальше... )
Король Артур, существовал ли он когда-либо в реальности, или же полностью вымышленный персонаж, довольно четко локализован во времени. Основные сведения о его "жизни и деятельности" связаны с событиями второй половины V века на территории Британии. Огромную сложность и массу помех историкам и культурологам (а также бездну радости и счастья исторЕГам и культуролУХам) приносит то, что это время практически не описано ни в каких сочинениях, которые могли бы быть признаны достоверными. Вторая половина V века на территории Британии - это, увы, время легенд, "перепевок Рабиновичем с третьей или четвертой копии", или даже откровенного вранья... Так что сперва - краткий очерк того, с чем мучаются добросовестные исследователи вот уже около тысячи лет.

( Читать дальше... )
пятница, 22 февраля 2019

Ровно 200 лет назад, 22 февраля 1819 года США вынудили Испанию подписать так называемый договор Адамса - Ониса, по которому Испания безвозмездно передавала Соединенным Штатам полуостров Флорида и прилегающую к нему полосу побережья Мексиканского залива. Чтобы сделать Мадрид более сговорчивам, американские войска под командованием генерала (и будущего президента) Эндрю Джексона незадолго до этого вторглись во Флориду, захватили несколько испанских фортов и оккупировали северную часть полуострова.
( Читать дальше... )
Меня заинтересовало, когда слово "епископ" в германских языках стало обозначать шахматную фигуру. Вроде бы пишут, что в английском это произошло с 1560-х. Однако в шахматах с острова Льюис, датируемых второй половиной XII - началом XIII века есть вполне узнаваемые епископы.

В древнеисландском словаре (Cleasby and Vigfusson) я не нашел у слова biskup значения 'шахматный слон', нет его и у слова bisceop, biscop в древнеанглийском словаре (Bosworth and Toller). Хочется понять, в каком языке это произошло впервые (и есть ли какие-то объяснения). rousseau.livejournal.com/517142.html

В древнеисландском словаре (Cleasby and Vigfusson) я не нашел у слова biskup значения 'шахматный слон', нет его и у слова bisceop, biscop в древнеанглийском словаре (Bosworth and Toller). Хочется понять, в каком языке это произошло впервые (и есть ли какие-то объяснения). rousseau.livejournal.com/517142.html
Система согласованных поездов Большой Евразии эпохи холодной войны
Доделываю сейчас главу про историю сверхдальних поездов в Евразии (1900-2018), уже добрался до хрущевских времён.
В Указателе транспортных сообщений СССР 1962 г. нашёл замечательную схему согласования поездов Большой Евразии времён развитой холодной войны. Это как раз время берлинского и карибского кризисов, но одновременно и слаженного действия международного ж/д сообщения от Лондона и Рима до Тегерана до Ханоя. Режимы были стабильны, и советско-китайский монолит ещё не распался, хотя и треснул к этому моменту. Ещё не началась Культурная революция Мао, и шахский режим не был заменён аятоллами. Ну и Закавказье находилось в состоянии имперской стабильности, равно как и Балканы.
Обратите внимание: все поезда согласованы между собой. То есть, от берега Ла-Манша (от ст. Остенде или Хук-ван-Холланд) можно было добраться до Ханоя всего лишь с двумя пересадками в Москве и Пекине.
( Свернуть )

Доделываю сейчас главу про историю сверхдальних поездов в Евразии (1900-2018), уже добрался до хрущевских времён.
В Указателе транспортных сообщений СССР 1962 г. нашёл замечательную схему согласования поездов Большой Евразии времён развитой холодной войны. Это как раз время берлинского и карибского кризисов, но одновременно и слаженного действия международного ж/д сообщения от Лондона и Рима до Тегерана до Ханоя. Режимы были стабильны, и советско-китайский монолит ещё не распался, хотя и треснул к этому моменту. Ещё не началась Культурная революция Мао, и шахский режим не был заменён аятоллами. Ну и Закавказье находилось в состоянии имперской стабильности, равно как и Балканы.
Обратите внимание: все поезда согласованы между собой. То есть, от берега Ла-Манша (от ст. Остенде или Хук-ван-Холланд) можно было добраться до Ханоя всего лишь с двумя пересадками в Москве и Пекине.
( Свернуть )

Самолётом во Владивосток: 10 посадок, 2 ночёвки
А вот так летали во Владивосток и Хабаровск в 1950-м при позднем Сталине - два топовых рейса на Дальний Восток с наивысшим уровнем обслуживания. 10 посадок, 2 ночёвки. В пути 2 суток и 7 часов. До первых Ту-104 на линиях Аэрофлота тут осталось 6 лет, а до Ту-114 - 11.

PS. Кстати, обратите внимание на аэропорт Тыгда: его остатки видны с транссибирского поезда и об этом у меня тоже будет в Путеводителе в соотв. главе. Тогда Тыгда былв важным звеном дальневосточного авиамаршрута. Сейчас там остался пустырь и улица Аэропорт с коровами и пастухами
periskop.livejournal.com/1941072.html
А вот так летали во Владивосток и Хабаровск в 1950-м при позднем Сталине - два топовых рейса на Дальний Восток с наивысшим уровнем обслуживания. 10 посадок, 2 ночёвки. В пути 2 суток и 7 часов. До первых Ту-104 на линиях Аэрофлота тут осталось 6 лет, а до Ту-114 - 11.

PS. Кстати, обратите внимание на аэропорт Тыгда: его остатки видны с транссибирского поезда и об этом у меня тоже будет в Путеводителе в соотв. главе. Тогда Тыгда былв важным звеном дальневосточного авиамаршрута. Сейчас там остался пустырь и улица Аэропорт с коровами и пастухами

Скачал потрясающую подборку журнала "Советское фото" за 1926-79 гг.
Оказался настоящий клондайк колорита эпохи - не хуже "Техники - Молодёжи". Сейчас, правда, у меня ещё нет времени серьёзно потрошить эту коллекцию - пришлось вскользь пока посмотреть только номерах 1920-х. Но и то, что увидел - прекрасно! Темы невероятно вкусные, одна другой круче: запрет рукопожатий, психоз пикфордистов, свежее ар-деко в Нью-Йорке...
Вот, например, Председатель Совнаркома А.И. Рыков пытается поздороваться с советским пионером (1926):

( Ещё +6 )
Оказался настоящий клондайк колорита эпохи - не хуже "Техники - Молодёжи". Сейчас, правда, у меня ещё нет времени серьёзно потрошить эту коллекцию - пришлось вскользь пока посмотреть только номерах 1920-х. Но и то, что увидел - прекрасно! Темы невероятно вкусные, одна другой круче: запрет рукопожатий, психоз пикфордистов, свежее ар-деко в Нью-Йорке...
Вот, например, Председатель Совнаркома А.И. Рыков пытается поздороваться с советским пионером (1926):

( Ещё +6 )
Самое сложное ж/д расписание в истории

Из всех исторических расписаний ж/д более всего меня поражают расписания 1903-1914 годов. Это - настоящие шедевры, сгусток колоссального труда русских графистов. Фолианты в 1200 страниц со множеством хитрых обозначений и убористым шрифтом. Труд по их составлению действительно был гигантский и никогда не был превзойдён по интегральной сложности во всей последующей российской и советской транспортной истории. Возможно даже, это было самое сложное ж/д расписание на планете - у американцев интенсивность была много выше, однако они не оперировали расстояниями сообщений одного направления в 8000-9000 верст и переплетением маршрутов с добрым десятком зарубежных транспортных систем и у них уже было поясное время.дальше здесь periskop.livejournal.com/1941544.html
С удивлением узнал, что общепринятое объяснение, почему лед скользкий:
----------
Скользкость льда зависит главным образом не от гладкости, а от совершенно особой причины: от того, что температура плавления льда понижается при увеличении давления. Стоя на коньках, мы опираемся на очень маленькую площадь, всего в несколько квадратных миллиметров. И на эту небольшую площадь целиком давит вес нашего тела. Под большим давлением лед тает при пониженной температуре; если, например, лед имеет температуру −5°C, а давление коньков понизило точку плавления льда, попираемого коньками, более чем на 5°C, то эти части льда будут таять.
----------
совершенно неверно.
Действительно, будь оно верно, были бы верны и следующие утверждения:
- при температуре ниже -22°С коньки перестают скользить;
- коньки скользят тем лучше, чем тяжелее конькобежец;
- когда жирный конькобежец долго неподвижно стоит на одном месте, его коньки медленно погружаются в лед.
Наконец, прямые расчеты показывают, что давление типичного конькобежца на лед сдвигает температуру плавления льда под коньками в пределах долей градуса.
Насколько я понял из текста по ссылке, лед скользит из-за того, что рыхлая шестигранная кристаллическая решетка создает на поверхности плоские как бы лоскутки, которые под давлением легко сминаются и их податливость сокращает площадь контакта и тем самым снижает силу трения. vadim-proskurin.livejournal.com/1194257.html
----------
Скользкость льда зависит главным образом не от гладкости, а от совершенно особой причины: от того, что температура плавления льда понижается при увеличении давления. Стоя на коньках, мы опираемся на очень маленькую площадь, всего в несколько квадратных миллиметров. И на эту небольшую площадь целиком давит вес нашего тела. Под большим давлением лед тает при пониженной температуре; если, например, лед имеет температуру −5°C, а давление коньков понизило точку плавления льда, попираемого коньками, более чем на 5°C, то эти части льда будут таять.
----------
совершенно неверно.
Действительно, будь оно верно, были бы верны и следующие утверждения:
- при температуре ниже -22°С коньки перестают скользить;
- коньки скользят тем лучше, чем тяжелее конькобежец;
- когда жирный конькобежец долго неподвижно стоит на одном месте, его коньки медленно погружаются в лед.
Наконец, прямые расчеты показывают, что давление типичного конькобежца на лед сдвигает температуру плавления льда под коньками в пределах долей градуса.
Насколько я понял из текста по ссылке, лед скользит из-за того, что рыхлая шестигранная кристаллическая решетка создает на поверхности плоские как бы лоскутки, которые под давлением легко сминаются и их податливость сокращает площадь контакта и тем самым снижает силу трения. vadim-proskurin.livejournal.com/1194257.html
Интересно, какого-нибудь флешмоба про имя Холмса не объявляли?
А то у меня в дзен вчера по поисковой фразе "как звали холмса" зашло вдруг 20 человек, сегодня уже 34 плюс по фразе "как звали холмса имя" еще 10.
причем позавчера и раньше заходов по таким фразам не наблюдалось, разве что одын-два штука в месяц
Нет, я давно про Холмса в дзене ничего не постила
А то у меня в дзен вчера по поисковой фразе "как звали холмса" зашло вдруг 20 человек, сегодня уже 34 плюс по фразе "как звали холмса имя" еще 10.
причем позавчера и раньше заходов по таким фразам не наблюдалось, разве что одын-два штука в месяц
Нет, я давно про Холмса в дзене ничего не постила
22.02.2019 в 10:47
Пишет Эрл Грей:Верла́н (фр. verlan) — пласт лексики в составе французского молодёжного сленга. Изначально использовался рабочим классом и иммигрантами, живущими на окраине Парижа. Впоследствии быстро распространяется на все слои общества благодаря его использованию в кино и музыке.URL записи
читать дальше
© Как бы говорит нам Вики
Даже в словарь разговорного французского включены примеры верлана, например: mari - rima. А я-то думал, с чего бы это.
Ученые: в XIV веке Европу поразил потоп
Ученые из Колумбийского университета в США установили, что аномально высокий уровень осадков привел к «великому голоду» 1315–1317 годов в Европе. Историки пишут, что в то время тысячи людей ежедневно умирали от недостатка пищи, родители продавали и ели своих детей, кроме того, был широко распространен каннибализм.
Годовые кольца деревьев поведали об истории Европы. © Don Pablo | Shutterstock
( Свернуть )
Для того чтобы прийти к такому выводу, исследователи проанализировали годичные кольца нескольких сотен древнейших европейских деревьев, сообщает «РИА Новости». Толщина колец зависит от того, насколько неблагоприятными или, наоборот, благоприятными для деревьев были погодные условия в год их формирования. Как правило, чем меньше уровень осадков, тем темнее и тоньше будет кольцо, утверждают ученые.
Изучение годичных колец позволило ученым установить, что «голодомор» 1740–1741 годов в Ирландии был также обусловлен не только холодной зимой и весной, но и низким уровнем осадков в течение весеннего и летнего периодов в указанные годы. А в конце XV века, в конце XIII века и в начале XVIII века в Средневековой и Новой Европе наблюдались периоды «мегазасух» и «мегаосадков», влиявшие на жизнь общества
Изучение годичных колец позволило ученым установить, что «голодомор» 1740–1741 годов в Ирландии был также обусловлен не только холодной зимой и весной, но и низким уровнем осадков в течение весеннего и летнего периодов в указанные годы. А в конце XV века, в конце XIII века и в начале XVIII века в Средневековой и Новой Европе наблюдались периоды «мегазасух» и «мегаосадков», влиявшие на жизнь общества
Меня вчера заинтересовали ручки из гусиных перьев (читала "Союз рыжих" АКД и обратила внимание, что незадачливый мистер Уилсон запасся для переписки Британской энциклопедии гусиным пером. Ай, подумала я, не ошибка ли тут переводчика? уж в 1890 году можно было купить не только прекрасные стальные перья, но даже, при желании, и авторучку). Авторучка, понятное дело, для мистера Уилсона это слишком, но мне почему-то казалось, что он корпел над перепиской с нашей обычной конторской вставочкой ( я еще помню времена, когда на почте стояли чернильницы, лежали деревянные ручки со стальными перьями и можно было что-то написать шикарного оттенка фиолетовыми чернилами). Ан нет, оказалось, и в первоисточнике написано Quill Pen. Чтобы уточнить, что есть это самое Quill Pen, я полезла в английскую версию Вики и набрела на парочку занятных сайтов.
Сайт об изобретениях С божьей помощью и гуглопереводчика, если владеете английским не лучше меня, можно разобраться, когда появились и какой путь прошли известные нам вещи.
А вот здесь можно посмотреть, как из гусиного пера делают письменную принадлежность. Вообще этот сайт medievalwriting.50megs.com/ посвящен средневековой письменности.
В общем, выдернуть перо из левого крыла пробегающего мимо гуся и тут же начать писать - невозможно. перо надо еще к письму приготовить www.6nc.org/about6nc/quill_pens.html
Сайт об изобретениях С божьей помощью и гуглопереводчика, если владеете английским не лучше меня, можно разобраться, когда появились и какой путь прошли известные нам вещи.
А вот здесь можно посмотреть, как из гусиного пера делают письменную принадлежность. Вообще этот сайт medievalwriting.50megs.com/ посвящен средневековой письменности.
В общем, выдернуть перо из левого крыла пробегающего мимо гуся и тут же начать писать - невозможно. перо надо еще к письму приготовить www.6nc.org/about6nc/quill_pens.html
Оригинал взят у в Прототип Наутилуса.
В 1843 году для сооружения локомотивов и подвижного состава для строившейся в России железной дороги между Петербургом и Москвой были приглашены инженеры из Филадельфии Эндрю Иствик и Джозеф Гаррисон. По рекомендации главного инженера-консультанта Дж.В.Уистлера предложение было сделано также Россу Уайнансу из Балтимора , однако тот отказался ехать сам, отправив в Россию двух своих сыновей, Томаса Декэя и Уильяма Луиса Уайнансов. Именно эти американцы сыграли ключевую роль в строительстве и оснащении подвижным составом железнодорожной магистрали.
читать дальше

В 1843 году для сооружения локомотивов и подвижного состава для строившейся в России железной дороги между Петербургом и Москвой были приглашены инженеры из Филадельфии Эндрю Иствик и Джозеф Гаррисон. По рекомендации главного инженера-консультанта Дж.В.Уистлера предложение было сделано также Россу Уайнансу из Балтимора , однако тот отказался ехать сам, отправив в Россию двух своих сыновей, Томаса Декэя и Уильяма Луиса Уайнансов. Именно эти американцы сыграли ключевую роль в строительстве и оснащении подвижным составом железнодорожной магистрали.
читать дальше
Оригинал взят у в all you need is love
«-Капитан»,- сказал старик, -«вижу, ты молод и не понимаешь природу женщин, этих сплетниц, обманщиц, завистниц. Им во все надо соваться, даже от своих очагов они хотят нами командовать. Когда я был молод, то имел 20 жен, и я их знаю. Не слушай, что они говорят: им непременно надо злословить о ком-то, даже о самих себе. Хороши или плохи, они нас кормят и одевают. Но с годами я стал мудрее и понял, что много женщин под одной крышей-это вечные раздоры. И постепенно сократил их число до 4-5, и лишь одна из них молодая. Советую-не держи гарема, они тебя вымотают, ты поседеешь, станешь слабым и глупым».
Этот мудрый совет дал в 1629г. арауканский вождь Тереупийан молодому испанскому пленнику, капитану Франсиско де Пинеда-и-Баскуньян. Хотел бы я знать, каким способом аксакал «постепенно сократил» 16 жен.
Пинеда провел в плену 7 месяцев, много позже написал об этом книгу «Счастливый пленник», довольно нудную. В ней личные воспоминания перемешаны с бесконечными дискурсами о политике, античности и т.п. Его жизнь там висела на волоске, но вспоминает, в основном, сколько чичи выпил и как отбивался от индианок, желавших секса с бледнолицым (старый вождь давал советы как раз в связи с этим).
Тема серьезнее, чем может показаться. Oтношения с местными дамами-важная часть адаптации испанцев в Новом Свете. Смешанные браки были для них способом легитимизировать свою власть в глазах населения, войти в прежнюю элиту. А индейский клан получал влиятельного у новых властей родственника.
Расовая и политическая вражда не мешали. Франсиско Писарро и его люди, например, не отличались гуманизмом к индейцам. Но гражданская жена и любовница Писарро были принцессами инков, каждая родила ему 2 детей. Позже обе вышли замуж за других конкистадоров-"ничего личного, просто бизнес". Но все могло протекать и куда более бурно, и Пинеда в плену узнал подробности одной такой мыльной оперы, случившейся 17 годами раньше.
читать дальше
Этот мудрый совет дал в 1629г. арауканский вождь Тереупийан молодому испанскому пленнику, капитану Франсиско де Пинеда-и-Баскуньян. Хотел бы я знать, каким способом аксакал «постепенно сократил» 16 жен.
Пинеда провел в плену 7 месяцев, много позже написал об этом книгу «Счастливый пленник», довольно нудную. В ней личные воспоминания перемешаны с бесконечными дискурсами о политике, античности и т.п. Его жизнь там висела на волоске, но вспоминает, в основном, сколько чичи выпил и как отбивался от индианок, желавших секса с бледнолицым (старый вождь давал советы как раз в связи с этим).
Тема серьезнее, чем может показаться. Oтношения с местными дамами-важная часть адаптации испанцев в Новом Свете. Смешанные браки были для них способом легитимизировать свою власть в глазах населения, войти в прежнюю элиту. А индейский клан получал влиятельного у новых властей родственника.
Расовая и политическая вражда не мешали. Франсиско Писарро и его люди, например, не отличались гуманизмом к индейцам. Но гражданская жена и любовница Писарро были принцессами инков, каждая родила ему 2 детей. Позже обе вышли замуж за других конкистадоров-"ничего личного, просто бизнес". Но все могло протекать и куда более бурно, и Пинеда в плену узнал подробности одной такой мыльной оперы, случившейся 17 годами раньше.
читать дальше
Я тут прочел про эффект имени Ингмара Бергмана. Великий режиссер снимал два типа фильмов: нормальные для внутреннего шведского рынка и со скупыми диалогами - для международной общественности. Скупость диалогов объясняется тем, что последние снабжались субтитрами, а количество знаков в них ограничено. Так мы стали думать, что шведы немногословны. angels-chinese.livejournal.com/2005493.html
Оригинал взят у в История бисера
читать дальше
С доисторических времен и до наших дней "бусины", вырезанные из камня или из костей и зубов животных, вызывали огромный интерес.
Около 6000 г. до н. э. в Сирии, Ливане и Турции зародились не только первые формы кустарного производства бусин, считавшихся амулетами, но и торговля ими.
Достоверных фактов как, где и когда появилось стекло, нет.
читать дальше