( Читать дальше... 

У этой истории целых два хэппи энда. Книга Везалия поселилась в Левенском университете, где ей и место, а великий В.Наттон издал монографию про вот это все dok-zlo.livejournal.com/6271231.html
– Сколько жизней умещается на кончике иглы?
– Зависит от того, что это за игла и чем наполнен шприц.
В наше время купить одноразовый шприц в аптеке – дело обычное. Более того, прививки научились делать безынъекционным методом.
И остаётся лишь догадываться сколько жизней спасает наличие в быту современного медицинского шприца.
Зимним утром 17 февраля 1886 года в уездном городке Белый Смоленской губернии разгулялся бешеный волк, который уже успел побывать в двух окрестных имениях. Зверь пробрался в торговые ряды и для начала напал на сторожиху Тихомирову. Ей на помощь прибежало несколько мужиков, в том числе двое дежурных с пожарной каланчи с баграми. Волка это не остановило — он покусал всех и набросился на местного священника. Вскоре зверя удалось зарубить топором. В тот день от зубов хищника пострадало 19 человек, которых отправили в местную больницу. Им промыли раны и прижгли места укусов, а дальше оставалось надеяться только на чудо.
И чудо случилось: об опытах Луи Пастера с бешеными собаками знал член земской управы Петр Грабленов. Он предложил отправить пострадавших (рис. 3) во Францию. Пастеру телеграфировали и он ответил: «Присылайте немедленно» [1]. В дорогу крестьян собирали чуть ли не всей страной: император Александр III пожаловал 700 рублей, а Смоленский губернатор Кавелин договорился с железной дорогой о бесплатном проезде.
Крестьяне прибыли в Париж 1 марта. Их встретил российский посол барон Моренгейм и повез к Пастеру. Вакцинацией занималась целая бригада французских врачей, в которую включили никому тогда еще не известного русского доктора Николая Гамалею.
Рисунок 3. Смоленские крестьяне в Париже: здесь видно всех выживших за исключением священника отца Василия, которому зверь изуродовал лицо (возможно, в это время он находился на операции или уже вернулся в Россию, так как приехал на вакцинацию к Пастеру на несколько дней раньше остальных).
Приезжие русские стали главной парижской сенсацией: о них писали газеты, к ним приходили соотечественники и любопытные французы. Крестьяне были поражены приемом, который им оказали: они жили в хорошем отеле, где периодически меняли белье; с ними обращались, как с богатыми и уважаемыми людьми. Однако, несмотря на усилия команды Луи Пастера, троих (самых тяжело раненных) спасти не удалось. И все же эффективность вакцинации была очень высокой: 16 человек остались живы (рис. 3). Невиданный по тем временам результат!
больше о бешенстве biomolecula.ru/articles/kakaia-dich-pochemu-liu...
Свои особенности у средневекового общества, разумеется, были, а беременность была окутана множеством суеверий (впрочем, как и сейчас). Существует один интересный французский текст XV века – Les Evangiles des Quenouilles (Евангелие от прялки. - ЭГ), – в котором приведены народные верования, связанные с беременностью. Рассказчик-мужчина описывает встречи шести женщин, которые собираются на протяжении шести дней, чтобы поделиться своей мудростью. Считается, что этот текст – весьма точное изложение некоторых суеверий, занимавших умы крестьянских женщин той эпохи. читать дальше Из книги @asya.knows "Неприглядная история. Как жили, любили и болели в разные эпохи"
А.Б. Белова, С.М. Шамин Очки в Московском государстве XVI–XVII столетий Московская Русь: археология, история, архитектура. К 75-летию Леонида Андреевича Беляева. М.: ИА РАН, 2023. С. 438–459. Статья посвящена истории бытования очков в России XVI–XVII столетий. Установлено, что очки широко использовались с конца XVI века. До времени правления Петра I они оставались предметом импорта, однако благодаря низкой стоимости были доступны для всех слоев общества. Очки встречаются во всех регионах страны. В отдельных случаях их реэкспортировали или отправляли в качестве даров в страны Востока. О бытовании очков в России XVI–XVII веков можно судить, опираясь на широкий круг источников: документы и письма, книжную миниатюру, музейные предметы и отпечатки очков на листах рукописей. Со второй половины XVII столетия упоминания об очках встречаются в литературных текстах. vk.com/doc-202174861_659043501?hash=spHGN8jxiKS...
Туристы на Ближнем Востоке регулярно сталкиваются с разнообразными ваннами Клеопатры, масками Клепатры, массажами Клеопатры, кажется нет такой сферы в косметологии где бы не засветилась неугомонная Клёпа. По большей части все это чисто маркетинговые курортные ухищрения, но как ни странно иногда это действительно связано с Клеопатрой.
Только не с этой. Клеопатра 7 Филопатор, последняя царица Египта из династии Птолемеев тут совсем не при чем. Судя по историческим хроникам затейницей она была большой, но к косметологии отношения не имеет. Разве что как клиент... Рецепты связаны с другой Клеопатрой, жившей в том же Египте, но на сто лет позже. Клеопатра Метродора, преподаватель медицинской школы Александрии. Создатель консервативной гинекологии, изобретатель гинекологического зеркала и первого кресла, первое описание рака шейки матки, не слишком совершенные, но работающие схемы лечения воспалительных заболеваний. В ее главном труде "О болезнях и лечении женщин" три главы посвящены косметологии, все исходные рецепты оттуда...
Но 99, 99% при слове Клеопатра все равно вспоминает неудачливую и влюбчивую египетскую царицу. Про профессора Шекспир ничего не писал. stannum99.livejournal.com/332205.html