Записи с темой: Арагарта (11)
21:44

"...Иной раз увидишь жестоковыйного юношу, который в зимнюю морозную пору, преодолевая скуку, сидит за учебной книгой. Из застуженного носа у него течет, но он не раньше догадается утереться носовым платком, чем мерзостная капля увлажнит страницу лежащей перед ним книги. Дать бы ему вместо книги сапожничий передник! А то еще черным как гагат ногтем, провонявшим навозом, отмечает понравившееся ему место в книге; без конца рассовывает между страницами соломинки, очевидно рассчитывая посредством соломы овладеть тем, чего память не удерживает. Но эти соломинки, которых желудок книги не переваривает, никто из нее не извлекает, и они, прежде всего, выпирают книгу из ее переплета, а в конце концов, преданные забвению, в самой книге и истлевают.

Не стесняется такой читатель и поедать овощи и сыр над раскрытой книгой, небрежно прихлебывая тут же из стакана, и так как у него нет под руками котомки для сбора подаяний, то и объедки остаются на книге. Он непрерывно болтает и переругивается с соседями и в разгаре аргументации, лишенной здравого смысла, забрызгивает слюной книгу, полуразвернутую у него на коленях. Чего более! вот уже он, расставив локти, склоняется над книгой, и за недолгим чтением следует долгий сон; а затем, чтобы выправить помятые страницы, перегибает листы в обратную сторону, к немалому ущербу для книги.

Но вот прошел дождь, распустились цветы на нашей земле и тогда этот школяр, скорее презиратель, чем обозреватель книг, пускается начинять свою книгу фиалками, первоцветом, розами, четырехлистником. Тут он станет перелистывать книги своими потными руками. Тут он перчатками, покрытыми собранной отовсюду пылью, запятнает блещущий белизною пергамент и пальцем, одетым ветхой кожей, будет водить от строки к строке. Тут при укусе блохи священная книга отбрасывается в сторону, а закроется едва-едва через месяц, когда одета таким толстым слоем пыли, что и закрыть ее нелегко.

Особенно же важно не подпускать к книгам бессовестных юнцов, которые, научившись начертанию букв, берутся, если дать им волю, за нелепое комментирование прекраснейших томов и заполняют каждое свободное место на полях чудовищными алфавитами; а если их воображению представится какой-нибудь другой вздор, то разнузданное перо немедленно ухватывается за возможность это нацарапать.

Такую пробу пера предпринимает каждый малограмотный латинист, софист, писец, и мы часто видели, как обезображены и обесценены этим превосходнейшие кодексы. Есть и такие книжные воры, которые увечат книги, отрезая с целью использования в качестве материала для своих писем боковые поля вплоть до самого текста или вырезая для различных надобностей свободные от текста листы, оставляемые в конце книги для ее сохранности. Этот род святотатства следовало бы воспретить под страхом анафемы."

(Ричард де Бери, "Филобиблон", 1345) avva.livejournal.com/3560893.html

@темы: Арагарта

11:24

Основное содержимое книги указано в заголовке. Книга рассказывает о том, как люди упорядочивали книги, документы, сведения.
И алфавитный порядок появился далеко не сразу. Например, мог быть иерархический порядок, когда в справочнике аристократов первым указан король, а остальные граждане - по знатности. А место книги в библиотеке в описи могло быть указано как "Шкаф, украшенный бюстом Юлия Цезаря, третья полка, десятая книга".
Алфавитный порядок, конечно, понятный и универсальный, но из-за этого часто воспринимался как что-то низменное, разрушающее целостность знаний и науки, некоторые авторы извинялись за его использование.
От упорядочивания информации Джудит Фландерс переходит к упорядочиванию носителей.
Каталоги из карточек появились случайно - сведения о библиотечных книгах записывали на листах и разрезали их, чтобы сложить в алфавитном порядке и переписать в гроссбухи, но на переписывание у библиотек не было времени и денег, и эти подборки листочков лежали веками! Во Французскую революцию решили переписать все библиотечные фонды страны и сразу порекомендовали записывать сведения на игральных картах, потому что они одинаковые, прочные, не слипаются. Этот каталог с карт планировалось опять же переписать в гроссбухи, но опять забросили эту идею на века.
Откуда взялся дырокол? Оказывается, даже в XX веке документы могли храниться наколотыми на штырь, если вы застали советское время, то можете припомнить, что в магазинах накалывали чеки. Так вот, сперва накалывали документы на один штырек, потом для надёжности на два, потом придумали эти штырьки загнуть (получился прообраз того, что сейчас называется "папка на кольцах"), затем придумали не насаживать бумажки, а заранее пробивать в них отверстия.
Это я надёргал занимательных фактов. Книжка хорошая, но местами нудноватая - очепнь уж подробно описывается, кто использовал алфавитный порядок, кто не использовал, кто смешивал разные способы упорядочивания. Есть иллюстрации.
Чтобы порадовать нас разными способами упорядочивания, в книге есть содержание, хронологическая таблица и предметно-именной указатель.
Единственный явный недостаток перевода - двойную запись в бухгалтерии сперва называют правильно, но затем (наверное, для краткости) начинают называть двойной бухгалтерией, что в корне неверно.
На всякий случай поясню, что "двойная запись" делается чтобы улучшить контроль и снизить количество ошибок, когда все бухгалтерские операции пишутся в два столбика "дебет" и "кредит", а в продвинутых вариантах неоднократно сверяются и дублируются. А "двойная бухгалтерия" - это когда у вас есть одна бухгалтерия для демонстрации (налоговой, инвесторам, официальным лицам) и вторая реальная, для себя. lizardian.livejournal.com/1003431.html

@темы: напочитать, Арагарта

10:43

"Кто возьмет ее без спросу, тот останется без носу"

Что делать, если ты средневековый книжник, и хочешь, чтобы у тебя не украли книгу? Как вариант - написать на ней проклятие. В 1172 году один писец, желая предупредить воров, приписал в конце следующее: "Если кто унесет эту книгу, пусть умрет смертью, пусть жарится на сковородке, пусть постигнут его немощь и лихорадка, пусть ему сломают кости на колесе, пусть его повесят, аминь". Другой хозяин книги написал:

читать дальше tal-gilas.livejournal.com/415701.html

@темы: рай библиомана, Арагарта

14:29

Шрифты…

Ангарад Дербишир

В этой статье описан взлет и падение различных шрифтов от древнего до современного мира. Достаточно уместно, что это было в своем собственном путешествии. Он начал свою жизнь в Гарамонде, но к тому времени, когда вы будете его читать, он переместится на более высокие и широкие высоты любимого Антигоной Баскервиля. Выпадающее меню шрифтов Microsoft Word представляет собой целую сокровищницу опций, но для меня было бы странно выбрать jokerman, COPPERPLATE GOTHIC или Curlz MT для такого документа, как этот. Среди шрифтов, созданных для чтения, главенствующее положение занимают римские шрифты: семейство, в которое входят дедушкины Times New Roman, Garamond и Baskerville, каждый из которых назван в честь создавшего их печатника, а также верная Констанция.

Название "Times New Roman" может показаться странным: ни один римлянин, очевидно, никогда не создавал цифровой шрифт, у римлян не было печатного станка, который появился в Европе только около 1440 года, когда его изобрел Иоганн Гутенберг (ок.1400-1468). Но существует ли связь между римлянами и стилем шрифта, который мы используем каждый день? Если да, то что это такое?
дальше здесь strator.livejournal.com/150972.html

@темы: рай библиомана, Арагарта

16:06

14:16

Паулюс Франк - «Schatzkammer Allerhand Versalien Lateinisch vnnd Teutsch», 1601 г., алфавит nкнижная графика на рубеже 16 и 17 века bibliodyssey.blogspot.com/2013/12/uppercase-tre...

@темы: рай библиомана, Арагарта

21:43

17:58

суббота, 26 ноября 2022 в 15:05

Пишет Эрл Грей:
У читающих и пишущих на алфавитном языке, например на английском, не вызовет сомнений мое предположение, что элементы письменности должны быть определенным образом упорядочены. Принимается как должное, что наши системы письменности изначально использовались для сохранения мыслей; что впоследствии были изобретены способы, позволяющие возвращаться к этим мыслям, собственным или чужим. ...Сила письмeнности заключается в том, что она позволяет преодолеть время, а также в том, что создает искусственную память, или хранилище знаний, – память, находящуюся на материальных носителях, будь то глиняные таблички, стены, камень, бронза, папирус, пергамент или бумага. читать дальше Из книги Джудит Фландерс "Всему свое место: Необыкновенная история алфавитного порядка" Люди обычно над этим не задумываются, удобно - и ладно.

URL записи

@темы: напочитать, рай библиомана, Арагарта

17:00




Модель на большинстве фото Lucinda Hollingsworth. Фото с ней сделаны для рекламы в начале и середине 60-х.


Много много красоты ;)

@темы: камешки, Арагарта

20:18

Pietro de' Crescenzi (1233-1321) написал «Le Livre des Profits champêtres et ruraux», где представлены иллюминации  Master of Fitzwilliam 268.


Master of Fitzwilliam 268 , анонимный мастер- иллюминатор, работавший в Брюгге с 1470 по 1480 год. Своим именем он обязан книге часов, которая сейчас хранится в Музее Фитцуильям в Кембридже .




Master of Fitzwilliam (active 1470)- «В садах с травами»  - Cambridge(UK)- Fitzwilliam Museum (book 6, folio 157)


Master of Fitzwilliam (active 1470)- «В садах с травами» - Cambridge(UK)- Fitzwilliam Museum (book 6, folio 157)


Читать дальше... ;)

@темы: Арагарта

21:17

Слушайте, какое слово хорошее выучил: "параферналия"! Больше не буду говорить "всякая поебень", буду говорить - "параферналия". Так намного культурнее, а смысл тот же. kot-kam.livejournal.com/3330681.html

@темы: Вавилон-18, Арагарта