Как и когда рубили рангоут на галерах – новые данные
Рангоут рубить!
— команда, подающаяся на шлюпках при уборке парусов и рангоута. По этой команде мачты равномерно спускаются и кладутся на банки: грот-мачта шпором к корме, фок-мачта — к носу. Между мачтами кладутся: гик, бушприт и рейки парусом вверх. Ставится флаг, гребцы садятся на свои банки. В старое время вместо команды Р. Р. подавалась команда: мачты рубить.
Самойлов К. И. Морской словарь. - М.-Л, 1941
Пять лет назад в своем журнале я опубликовал серию постов, посвященную подготовке галеры к бою в различные периоды ее истории. Важной частью этой темы стало описание обычая, существовавшего на галерах античности и Средних веков: убирать паруса и рубить (опускать) мачты галер перед боем.
На галерах Нового времени от этого тактического приема отказались. По крайней мере, известно, что в 1560 году турецкий флотоводец Пиале-паша разгромил венецианскую эскадру, не убирая парусов.
На подавляющей части изображений сражения при Лепанто галеры также показаны с мачтами и реями; но есть и исключения.
Фрагмент полотна венецианского живописца Томмазо Долабелла (Tommaso Dolabella, ок. 1570–1650), работавшего в Польше (Краковский музей)
читать дальше Может быть это художественный прием польского художника венецианского происхождения, убравшего со свей картины мачты и паруса с целью показать главных действующих лиц этого сражения, но просто так игнорировать это свидетельство современника той эпохи, видимо, не стоит.
Исключив указанный прием из тактического арсенала, который использовался при ведении крупномасштабных боевых действий, капитаны галер все же сохранили его для других обстоятельств как в военное, так и в мирное время. Появившаяся в этом году в Mariner's Mirror (2014, v. 100, №2, p.208-217,) статья Joseph Eliav , Folding and Unfolding of Early Modern Galley Masts систематизирует эти обстоятельства, отмеченные в работах начала XVII века, гланым образом у Crescentio (Nautica Mediterranea, 1607), Pantero Pantera (L’armata navale, 1614), Furttenbach (Architectura Navalis, 1629), а также у более поздних авторов (Steffano de Zuane, Dassié, Jurien, Fennis и др.).
Перечислим эти обстоятельства.
1. Если галера охотилась за пиратами, или сама промышляла пиратством, то ее капитан принимал все возможные меры по обеспечению скрытности своего корабля. Как правило, он прижимал свою галеру как можно ближе к берегу, на фоне которого низкобортное судно обнаружить было практически невозможно. Чтобы эффект был полным, на галере рубили рангоут. Об этом приеме мы можем прочитать у Пантеро Пантеры в главе 5 его трактата.
2. Мачты рубили и убирали паруса, когда галере приходилось долго идти курсом против ветра для снижения сопротивления движению и экономии силы гребцов.
3. Мачты на галерах рубили также в целях дезинформации противника о количестве своих кораблей. Особенно часто этим приемом пользовались пираты. Убрав паруса и мачты на нескольких судах своего отряда они пытались ввести в заблуждение наблюдателей противника относительно истинного состава своих сил. Об этом приеме пиратов предупреждает своих читателей, в частности, Пантеро Пантера в главе XV своего трактата, посвященной мерам предосторожности при организации борьбы с пиратами.
4. При длительном нахождении галер в порту, особенно в зимний период. Вот как Жан Мартейль описывает в своих мемуарах ввод галеры в порт на зимнюю стоянку:
Обычно к концу октября поступал приказ о разоружении галер и вводе их в порт на стоянку. Первым делом выгружали порох, так как галеры никогда не входили в порт с порохом. Затем корабли вводили в порт и размещали вдоль причала в соответствии со старшинством капитанов. Заводили сходню, которая называлась le planche, для схода на причал. Опускали вниз мачты, которые размещали вдоль куршеи, а реи – на банки. Выгружали на берег артиллерию, другое огнестрельное и холодное оружие, паруса, снасти, якоря и т.д.
Marteilhe, Memoires d'un protestant condamné aux galeres de France pour cause de religion, Роттердам, 1757
О том, что рубили мачты на период зимней стоянки пишет и Дассье. Однако, можно встретить большое количество изображений галер последнего периода их существования, находящихся в порту на зимовке и с мачтами, и с реями, как на этих работах венецианского художника Луки Карлевариса (Luca Carlevarijs, 1663-1729):
Впрочем, в работе Joseph Eliav делается оговорка, что, возможно, 4-й пункт касается лишь военных галер, к купеческим он не относится.
Необходимость в определенных обстоятельствах рубить рангоут вынуждала галеростроителей предусматривать соответствующие конструктивные элементы для обеспечения этой функции. К сожалению, в сочинениях авторов той эпохи отсутствуют прямые указания на инженерное решение этой проблемы. Как этот процесс может быть реконструирован с современных позиций мы подробно рассмотрим в следующий раз.
P.S. Начало новой темы не означает, что мы забросили тему классификации кораблей у Кристофоро да Канала. Мы к ней обязательно вернемся в ближайшее время. Все же я несколько переоценил свои знания староитальянского.Личная просьба Шано: пожалуйста, оцените имя
Агата Пояснение, если вы не знаете, зачем мне этоПолный список имен