Как BBC увидели Шерлока Холмса и доктора ВатсонаПриходите сразу же, если можете. Если не можете - всё равно приходите. "Человек на четвереньках"
Это вторая экранизация Дойля, которой я поверил. Безоговорочно и сразу. Когда я спрашивал, а зачем было переносить события в XXI век, я просто не знал, что это осуществимо, да ещё и с таким изяществом.
Поскольку мальчики моложе самих себя лет на 5, а местами и все 10, характеры выглядят так:
взглянуть моими глазамиШерлок Холмс - мелкая скотина и совершенно невыносимый в быту человек. Патологически не умеющий строить отношения с людьми чёртов заносчивый гений, пылко любопытный сорванец, не имеющий ни тормозных реакций, ни инстинкта самосохранения, ни зачатков совести. С момента появления парня на экране ему хочется отвесить подзатыльник - удивляюсь, как Джон его побил лишь однажды, и то бережно, после долгих упрашиваний и провокации действием. Однако и такой Шерлок небезнадёжен: когда ему предоставляется редкая возможность заполучить напарника, с порога проникшегося к нему труднопостижимой симпатией, юный подорванный сыщик хватается за неё обеими руками. И уж больше не упустит. Как люди он не умеет, но очень старательно учится - дружить, доверять, заботиться. Для него это колоссальный труд, но Джон того стоит.
Джон Ватсон - хладнокровен, отважен, чуток, бесконечно терпелив, сомнениям и терзаниям не подвержен, это рыцарь без страха и упрёка. Доктор и солнце, островок человечности посреди этого Бедлама. Для Шерлока его одобрение служит индикатором допустимости любых действий, слов и мыслей, а его присутствие рядом - залогом того, что сегодняшнее расследование не станет для безрассудного детектива последним. Как Холмс зарывается, так Ватсон оберегает - впрочем, и ему не занимать азарта, жажда приключений у Джона в крови, но к ней прилагается воинская смекалка, воображение писателя и нормальные мозги, чёрт подери!
Лестрейд - мудрый волк с усталыми тёплыми глазами, вызывает огромное уважение.
Миссис Хадсон - героическая, весёлая и обаятельная женщина, за которую мальчишки готовы на всё: хоть на Майкрофта хором рявкнуть, хоть грабителями в окна бросаться.
Молли Хупер - маленькая смышлёная, но безобидная птичка, эдакая Кристина Чепел, если на месте Шерлока представить столь же интенсивно морозящегося от влюблённой дамы Спока.
Майкрофт Холмс - наглядное доказательство того, что Шерлок не виноват в своих худших чертах: это всё гены. Добавьте навязчивое стремление контролировать всё, включая закаты и восходы над головой младшего брата - и вы получите верное представление.
Джим Мориарти - уберите подальше, там заприте и не спускайте глаз во избежание. Ужасный позёр, пижон и маньяк, ещё более больной на голову, чем можно себе представить. Объектом мании, увы, стал Шерлок Холмс.
Ирен Адлер - извращенка не потому даже, что работает госпожой, а потому, что её до крайности возбуждают всякие редкостно умные, но до умиления невинные Шерлоки. Мальчик был этому бесконечно рад, но при виде обнажённой красотки впал в беспомощность, а в ответ на приглашение поужинать - в прострацию. Пусть ему Джон даст почитать учебник биологии за 9й класс, что ли - заодно перестанет портить ему свидания с девушками в режиме капризного младшего братика, которого не с кем оставить дома. И вообще: уж лучше Ирен, чем Мориарти! По крайней мере все живы-целы останутся.
Прямые цитаты из Дойля вписаны с филигранной точностью, или нет - они вырастают и вьются, как волшебные бобы из-под земли. К сожалению, от произвола сценаристов пострадали некоторые эпизодические персонажи, особенно Генри Баскервиль и Кадоген Уэст.
Ребята живые, тёплые, настоящие и узнаваемые. Чего ещё желать?
- С чего бы тебе меня слушаться? Я всего лишь твой друг.
- Друзей у меня нет.
- Я не удивлён.
***
- Я имел в виду то, что сказал. У меня нет друзей - у меня есть один.
- Ладно.
- Джон, ты замечателен, ты фантастичен, ты!
P.S. Можно я буду любить композитора? Композитор, я люблю вас!
Чем надо было думать, чтобы ломануться за маньячным таксистом по его же приглашению, имея полон дом полиции и никого не упредив?
Вот почему он чуть пипюлю не съел - этого я не понимаю. Такие опыты лучше на себе не ставить, и ему это более чем понятно. Но сценаристу нужно было, чтобы Ватсон себя проявил. Наверное, поэтому и Шерлока глупить заставили.