Хотите взглянуть, как выглядел этот аэроплан-рекордсмен? Придерживайте мозг.
Вот он — невероятный двухсоткрыл:
Прониклись? А теперь мы вам покажем летательный аппарат, перед которым бледнеет даже это. Автором нашего следующего объекта созерцания является Александр Грэхэм Белл, а выглядел этот объект вот так:
Напоминает всякие сказки, в которых большая стая маленьких птиц уносит героя.
Великий изобретатель вдохновился на этот гигантский кайт, играя с пирамидальным воздушным змеем собственного изобретения:
Белл решил, что если соединить побольше таких змеев воедино, получившаяся конструкция сможет, если её хорошенько разогнать, лететь и нести человека. Так, к слову, и произошло: Cygnet (так назвали гигантский воздушный змей, в переводе — молодой лебедь) привязали к пароходу, разогнали — и он полетел и пролетел несколько сот метров. Но изобретатель не продумал моменты освобождения от буксира и приводнения. В результате Cygnet клюнул носом, неудачно приводнился и затонул. Пилот, к счастью, спасся. Случилось это тогда же, когда почти полетел мультиплан Филлипса, в 1907-м. Урожайный на крылья год.
Вот ещё одно из сохранившихся фото Cygnet:
К концу 1909 года Белл вернулся к работе над монстром. Он собрал Cygnet II — с мотором:
В качестве взлётной полосы Белл использовал лёд озера — чтобы получше разогнаться. Cygnet II в 1909 году однако не полетел: не хватило мощности мотора. И хотя к тому времени в арсенале Белла уже было два вполне себе летающих самолёта (мы о них сегодня не говорим: слишком мало крыльев), он продолжил ковырять Cygnet II и в 1912 году всё же заставил его оторваться от земли — просто «чтоб знали».
Не всем в то далёкое время казалось, что летательный аппарат должен быть похож на арматурный остов гигантской железобетонной конструкции. Произведения ещё одного известного изобретателя мультипланов, маркиза Раймона д’Эквилли, выглядели ажурно, легко и изящно. Вот его первый мультиплан (тоже, кстати, 1907 год):
Позже он добавил к нему седьмое крыло, над обручем:
Этот мультиплан Эквилли в народе называли летучей беседкой. Летал он соответственно — не лучше беседки. И маркиз, желая добиться успеха, решительно увеличил число крыльев — до пятидесяти:
Эту версию остряки прозвали «тёркой» (даже не добавляя слова «летучая»
.
А вот «летающая машина» Джона Уильяма Рошона, тоже 1907 год:
Понятно же, почему в кавычках? Потому что не летала.
На фоне всех этих прекрасных творений мультипланы Джерома С. Зербе (Jerome S. Zerbe, не тот, который папарацци) выглядят не так поэтично: у них крылья, можно сказать, нормальные. Правда, расположение их весьма оригинально. Ну и количество не подкачало.
Профессор Зербе надеялся с помощью своих мультипланов получить приз 20000 долларов за самый долгий устойчивый полёт.
Удавалось, прямо скажем, не очень.
Но профессор не сдавался и строгал всё новые многокрылы:
Наконец, в 1911 году он построил Zerbe Air Sedan — первый летательный аппарат с полностью закрытой кабиной и катапультирующимся сиденьем:
К сожалению, эта машина могла лишь подпрыгивать.
А вот циклоплан Герхардта:
Винт этой несерьёзной многокрылки приводился в действие с помощью педалей. Герхардт утверждал, что циклоплан вылетал 22 июля 1923 года и что это был первый в мире успешный полёт летательного аппарата на мускульной тяге, однако доказать он этого не смог.
Мультиплан Джонса, 1919 год:
Правда, похоже, на пару-тройку ранее не связанных друг с другом бипланов и трипланов, перемешанных в блендере? Вид спереди:
Конструктор Герберт Джонс возлагал на этот аэроплан большие надежды, но все семь (или сколько их тут?) крыльев во время лётных испытаний в 1920-м едва оторвали эту конструкцию от земли.
А вот ещё летучая машинка — Friedrichshafen FF.54, квадроплан:
Компания Flugzeugbau Friedrichshafen разработала этот квадроплан как истребитель. 31 октября 1917 года его собрали и отправили на испытания. Машина вроде бы летала, но как-то хреновато. И в апреле следующего года самолёт переделали в триплан.
На заре авиации среди прочих бытовало мнение, согласно которому чем больше навешаешь на самолёт крыльев, тем лучше он и полетит. Нагляднейшим примером практического воплощения этой идеи является самый большой американский бомбардировщик 1920-х годов Witteman-Lewis XNBL-1 «Barling Bomber». Как хорошо видно на фото, это триплан. Военные (военные конструкторы не исключение) вообще всегда любили, когда всё большое и всего много. Так что у этого аэроплана не только крыльев много. У него шесть двигателей, десять колёс (из них два под самым носом — на случай, если он при взлёте или посадке вдруг вздумает этим самым носом клевать) и семь человек экипажа, из которых пятеро — стрелки. Последнее понятно: для истребителя такая огромная дура лёгкая мишень, а потому надо было, чтобы «Barling Bomber» мог стрелять сразу во все стороны и истребители к себе не подпускать.
![картинка](http://img11.nnm.ru/b/2/e/1/c/439cea98c9b582a5fe5f43594c3_prev.jpg)
Повоевать, правда, этой дуре не пришлось: при испытательном полёте из Детройта в Вашингтон она не смогла перелететь горы Аппалачи. На доработку бомбера у США тогда не нашлось денег (сегодня такое трудно представить, да?), и в 1925 году проект закрыли. Однако до 1937 года XNBL-1, хоть и в единственном экземпляре, оставался самым большим самолётом в США, а некоторое время, кажется, и в мире.
Очень трогательная стрелковая башенка на носу, правда? Ей только крепостных зубцов не хватает.
Вот кто-то приставил к этой летающей крепости штурмовые лестницы:
Стеллаж в полёте:
Via