14:31

Оригинал взят у в "Для"
Наверное, по совокупности откликов, мне стоит сделать добавление к http://crusoe.livejournal.com/255178.html, то есть дать развёрнутый комментарий к вариантам фразы «Религия есть опиум народа» / «Религия есть опиум для народа», тем более, что история эта хороша и в некотором роде поучительна.

1. Широкий обиход фразы в варианте «Религия есть опиум народа» начинается от Карла Маркса: это работа «К критике гегелевской философии права», напечатана в 1844 году. Смысл марксова афоризма (неразрывного с прочим текстом этой работы) в том, что народ – не находя счастья в окружающей действительности – ищет его в мире иллюзий, то есть в религии; тем самым, религия – продукт, изделие, снадобье самого народа, и чтобы пресечь таковую генерацию иллюзий надо переменить действительность.

2. Затем, эту фразу цитировал Ленин в двух работах и цитировал в точности, как написано у Маркса.

3. Полагаю, что фраза с «для» вошла в обиход образованных слоёв русского общества с началом массового переиздания «Двенадцати стульев». Это 1956 год.

Остап наклонился к замочной скважине, приставил ко рту ладонь трубой и внятно сказал:
- Почем опиум для народа?
За дверью молчали.
- Папаша, вы пошлый человек! -- прокричал Остап.

читать дальше



@темы: книги, Вавилон-18

Комментарии
30.09.2012 в 16:22

Еще на 4 курсе я написала контрольную по диамату, где опровергла это утверждение классиков. Религия не исчезнет в бесклассовом обществе, поскольку она отражает явления природы и окружающей действительности (о чем писал Энгельс). И поскольку явления природы останутся, то останется и религия.