Тем, кто знает об английском позднем средневековье только из так называемых исторических любовных романов, неплохо бы ознакомиться с главами книги Александра Тюрина "Капитализм - история большого грабежа" .
Там кое-что написано об английских законах против бедных.
Елизаветинский закон от 1572 г. "о наказании бродяг и помощи бедным и нетрудоспособным", содержит прежде всего жестокие наказания для нищих и бродяг. В категорию "упорных и здоровых бродяг и нищих" прямо вписаны трудящиеся, ищущие лучших условий продажи своих изделий или своего труда. Здесь и странствующие ремесленники, и мелкие торговцы, и рабочие, меняющие место жительства ради более высокой заработной платы.
Всех их предписывалось задерживать, подвергать порке, затем прижигать им раскаленным железом хрящ правого уха.
Акт 1572 года категорически запрещает просить милостыню всем нищим старше 14 лет. Нарушителей предписывается сечь плетьми, содержать в колодках, принудительное возвращать на прежнее место жительство. В случае рецидива попрошайничества нищего отправляли на виселицу. И опять закон прикрепляет бедных к их родному месту обнищания.
Даже студенты Оксфордского и Кембриджского университетов, если они собирали милостыню без разрешения университетского начальства, рассматривались властями как "бродяги" со всеми вытекающими последствиями.
Закон Елизаветы от 1576 " о помощи бедным" подается либеральными историками, можно сказать, с визгом восхищения. Он предусматривал организацию работы бедняков на дому, которой заведовали сборщики и надзиратели, а также весьма "гуманное" искоренение нищеты с помощью исправительных домов.
Бродяги даже брали на себя вину в совершении какого-нибудь уголовного преступления - и рисковали при том жизни ввиду крайней суровости наказаний - лишь бы попасть в обычную тюрьму, а не в исправительный дом.
Всякого поступающего в это учреждение прежде всего секли, "лениво" работающего держали исключительно на хлебе и воде. За попытку побега приковывали к рабочему месту цепями за руку, ногу и шею. [41] Даже в считавшихся образцовыми "исправительных домах" рабочий день составлял 15 часов. За отказ от работы или плохо выполненную работу администрация исправительного дома могла наказывать заключенного по своему произволу - с применением всего набора средневековых пыточных средств.
В статуте "о бродягах и упорных нищих" от 1598 года снова перечисляются многочисленные категории бродяг. Законодательный акт предписывает местным властям задерживать и подвергать наказаниям лиц, называющих себя студентами (scholars) и занимающихся сбором милостыни, моряков, ссылающихся на кораблекрушения; заодно в разряд преступных попадает ряд профессий, связанных с народным искусством - фехтовальщики, водители медведей, паяцы, певцы (minstrels), фокусники, жонглеры и т.п. К преступникам отнесены медники-паяльщики, разносчики-коробейники и другие мелкие странствующие торговцы (chapmen). А также рабочие, "способные к труду, но праздно шатающиеся и отказывающиеся работать за ту разумную плату, которая им установлена в их местности..."
В качестве величайшего, потрясающего, невиданного акта гуманизма либеральные историки преподносят статут "о помощи бедным" от того же 1598 (который в 1601 принял окончательный вид и действовал до 1834).
Cтатут однако не предусматривал ни индивидуальной помощи нищим, ни каких-либо государственных расходов на эту статью. Спасение разоренных людей от голодной смерти объявлялось коллективной повинностью прихода.
Если кто-то в приходе отказывался или не мог платить налог на бедных, то приходские надзиратели ("oversees of the poor of the parish") продавали его имущество или же мировые судьи бросали его в долговую яму, пока он не уплачивал требуемую сумму.
Бедняк начинал получать нищенское пособие, однако его прикрепляли к приходу, где он пополнял резервную армию батраков, которую можно было эксплуатировать как угодно.
Первым следствием закона 1601 года было "безнадежное снижение заработной платы". В начале 17 в. она составляла около 47% реальной заработной платы 1500 г .
(это не текст глав, а отдельные цитаты из них)
Там кое-что написано об английских законах против бедных.
Елизаветинский закон от 1572 г. "о наказании бродяг и помощи бедным и нетрудоспособным", содержит прежде всего жестокие наказания для нищих и бродяг. В категорию "упорных и здоровых бродяг и нищих" прямо вписаны трудящиеся, ищущие лучших условий продажи своих изделий или своего труда. Здесь и странствующие ремесленники, и мелкие торговцы, и рабочие, меняющие место жительства ради более высокой заработной платы.
Всех их предписывалось задерживать, подвергать порке, затем прижигать им раскаленным железом хрящ правого уха.
Акт 1572 года категорически запрещает просить милостыню всем нищим старше 14 лет. Нарушителей предписывается сечь плетьми, содержать в колодках, принудительное возвращать на прежнее место жительство. В случае рецидива попрошайничества нищего отправляли на виселицу. И опять закон прикрепляет бедных к их родному месту обнищания.
Даже студенты Оксфордского и Кембриджского университетов, если они собирали милостыню без разрешения университетского начальства, рассматривались властями как "бродяги" со всеми вытекающими последствиями.
Закон Елизаветы от 1576 " о помощи бедным" подается либеральными историками, можно сказать, с визгом восхищения. Он предусматривал организацию работы бедняков на дому, которой заведовали сборщики и надзиратели, а также весьма "гуманное" искоренение нищеты с помощью исправительных домов.
Бродяги даже брали на себя вину в совершении какого-нибудь уголовного преступления - и рисковали при том жизни ввиду крайней суровости наказаний - лишь бы попасть в обычную тюрьму, а не в исправительный дом.
Всякого поступающего в это учреждение прежде всего секли, "лениво" работающего держали исключительно на хлебе и воде. За попытку побега приковывали к рабочему месту цепями за руку, ногу и шею. [41] Даже в считавшихся образцовыми "исправительных домах" рабочий день составлял 15 часов. За отказ от работы или плохо выполненную работу администрация исправительного дома могла наказывать заключенного по своему произволу - с применением всего набора средневековых пыточных средств.
В статуте "о бродягах и упорных нищих" от 1598 года снова перечисляются многочисленные категории бродяг. Законодательный акт предписывает местным властям задерживать и подвергать наказаниям лиц, называющих себя студентами (scholars) и занимающихся сбором милостыни, моряков, ссылающихся на кораблекрушения; заодно в разряд преступных попадает ряд профессий, связанных с народным искусством - фехтовальщики, водители медведей, паяцы, певцы (minstrels), фокусники, жонглеры и т.п. К преступникам отнесены медники-паяльщики, разносчики-коробейники и другие мелкие странствующие торговцы (chapmen). А также рабочие, "способные к труду, но праздно шатающиеся и отказывающиеся работать за ту разумную плату, которая им установлена в их местности..."
В качестве величайшего, потрясающего, невиданного акта гуманизма либеральные историки преподносят статут "о помощи бедным" от того же 1598 (который в 1601 принял окончательный вид и действовал до 1834).
Cтатут однако не предусматривал ни индивидуальной помощи нищим, ни каких-либо государственных расходов на эту статью. Спасение разоренных людей от голодной смерти объявлялось коллективной повинностью прихода.
Если кто-то в приходе отказывался или не мог платить налог на бедных, то приходские надзиратели ("oversees of the poor of the parish") продавали его имущество или же мировые судьи бросали его в долговую яму, пока он не уплачивал требуемую сумму.
Бедняк начинал получать нищенское пособие, однако его прикрепляли к приходу, где он пополнял резервную армию батраков, которую можно было эксплуатировать как угодно.
Первым следствием закона 1601 года было "безнадежное снижение заработной платы". В начале 17 в. она составляла около 47% реальной заработной платы 1500 г .
(это не текст глав, а отдельные цитаты из них)