10:15

Оригинал взят у в Актерские тренинги в литературной работе

                                                                                          Над киностудией свирепствует зима:

                                                                                         Молчат фанерные орудия в снегу,

                                                                                         Поземка ломится в картонные дома,

                                                                                         Растут сугробы на фальшивом берегу...

                                                                                         ...И лишь пожарник в старых валенках – топ-топ:

                                                                                         Ночной патруль, суровый взгляд из-под руки –

                                                                                         Не загорелись бы, не вспыхнули бы чтоб

                                                                                         Все эти лестницы, дворцы, материки,

                                                                                         Не провалился бы к чертям весь этот мир

                                                                                         И сто дредноутов не сели бы на мель...

                                                                                         Не спи, пожарник! Ты – хозяин ста квартир

                                                                                         И добрый гений свежекрашенных земель...

                                                                                                           Ю. Визбор

                                                                                          Как хочется быть хоть кем-нибудь, кроме себя!

                                                                                                          К. Арбенин

                                                                                

         В конце концов, эту тему когда-нибудь надо систематизировать, чтобы всем интересующимся стало понятно. Попробуем.

         Нужно только сразу предупредить друзей-храбрецов: система Станиславского не подходит для авторов, пишущих в крупные коммерческие проекты – она ОЧЕНЬ увеличивает время работы над вещью, плюс отнимает значительно больше энергии, чем создание среднего текста по классическим канонам. Правда, результат – читательское доверие. Мне кажется, ради него можно пренебречь всем остальным.

        Итак.

        Первым делом запомним самую важную вещь: Станиславский был прав. Если бы его методикой пользовались деятели российского кино, смотреть современные фильмы было бы не стыдно. Во-вторых. Система годится ДЛЯ ЛЮБОГО ЖАНРА. Драму и стеб можно писать с одинаковой эффективностью – делая небольшие поправки.

        Отсюда следует вывод. Если наш собственный взгляд противоречит системе Станиславского – знаете, когда говорят: «А я так вижу!» - то к черту собственный взгляд и любой модернистский выпендреж. Можно менять стили, манеру письма, композицию – но саму систему трогать нельзя, иначе моментально начинает «сыпаться» психологическая достоверность.


читать дальше


@темы: писательское

Комментарии
21.10.2012 в 12:45

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Спасибо за перепост, интересно.
21.10.2012 в 16:38

Мой покерфейс сильнее твоего фейспалма
Описывая инобытие, можно элементарно скатиться в одну из двух крайностей: либо составлять предложения, состоящие на две трети из неологизмов: «Чадарнадук любовался расцветающими шермурчарами и трансплюкировал херенштекер»

Что совершенно безотносительно к Станиславскому не отменяет лингвофэнтези и лингвофантастики, ламатьявэ имеет такое же право на существование, как и сеттинг, сюжет и персонажи. На то они и фэнтези и фантастика.
21.10.2012 в 16:41

абсолютно не отменяет. На мой взгляд, все зависит от мастерства писателя и мастерства читателя.
21.10.2012 в 18:49

Мой покерфейс сильнее твоего фейспалма
«Ну хохма: поверить автору, так спецназовец на отдыхе будет разглядывать молодую женщину как неодушевленный предмет!» или: «Ну да, тринадцатилетняя девочка именно о типах стрелкового оружия цитатами из энциклопедии и думает!» В приведенных примерах сразу заметно отсутствие «процесса переживания» в момент создания образов, иначе такая надуманность самим авторам показалась бы нелепой. Если ты «жил» в теле молодого сильного парня или маленькой девочки, учитывая их опыт, свойства тел и строение душ – разве такие виражи фантазии вообще придут в голову?

Кажется, тут автор имеет в виду какие-то конкретные неумелые образы, а вообще-то придут. По сюжету может быть всё - не обязательно к благу, но может.
По сюжету молодой элитный воин (ну, типа попаданец из отсюда к Норману ;) запросто может рассматривать молодую женщину как неодушевлённый предмет, это будет уместно и единственно для такого персонажа верно, характеризуя его так и эдак.
Если всё, известное девочке (т.е. автору) о стрелковом оружии, по сюжету почерпнуто из энциклопедии, то чем же ей, кроме цитат, думать?
21.10.2012 в 18:54

Ага. По логике повествования может быть все, главное, чтобы логика была)
21.10.2012 в 23:47

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Главное, что такой продуманный герой - требует от читателя РАБОТЫ. А от нее все бегут, ибо как известно, работа увеличивает энтропию Вселенной... Весь прогресс на самом деле на это направлен - так чего с читателя требовать?
21.10.2012 в 23:51

В чем-то вы правы, чтение хороших книг действительно требует от читателя квалификации)
Однако читать книгу с картонным героем, мне кажется, труднее, чем с хорошо продуманным живым героем. Фальшь тормозит чтение. Правда, это зависит от книги. Кое где ходульность персонажа - это требование жанра.
22.10.2012 в 00:00

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Шано, Как-то в 2006 году на Всемирном газетном конгрессе в Москве один журналист так объяснил, почему в России умерла свобода слова и разнообразие точек зрения (не люблю слова "плюорализм"!): "Люди устали, ведь каждый раз им приходится самим из вороха информации понимать, кто Хороший, а кто Плохой!" Мне кажется, для литературы сейчас это еще более актуально. Зато когда роли расписаны именно штампами - можно не отвлекаться на раздумья, как и почему, и кто есть кто на самом деле...

Конечно, на определенном этапе, при определенном количестве прочитанного картонность и шаблонность просто должны приестся. Но к сожалению мало кто сейчас читает столько, чтобы количество перешло в качество... Времени нет! :nope:
22.10.2012 в 00:10

я все-таки надеюсь, что люди таки будут разбираться в книгах: хороших или плохих. Мне кажется, сейчас просто идет слом представлений о том, как должен быть описан герой. Ну, например, нам скушно слегка читать подробные описания персонажей у авторов 19 века, а читателям 19 века даже хорошая наша литература показалась бы плохой, ибо герои описаны слишком плоско, намечены несколькими характерными и яркими штрихами, а не описаны досконально.
22.10.2012 в 01:30

"Удивительно, сколько всего случается, если вести дневник каждый день; а если пропустишь месяц, кажется, не было ничего, о чем стоит писать." О. Дуглас
Шано, Время, время! Когда читали в 19-м веке? Да практически все время - ведь нет не только компьютерных игр и телевизора, а вместо автомобиля и самостоятельного управления оным - неторопливая карета, которая едет долго. Но кроме того - еще и занятия. Кто мог читать в 19 веке - в основном дворянство. Часть образованного мещанства и чиновников тоже - но этим нужно было зарабатывать, а вот дворянам как раз надо было занять свободное время, коего было много. Охота и балы - они, знаете ли, не каждый день, что бы там Пушкин не писал...
22.10.2012 в 08:17

Неназванный, это да, но изменилась и структура литературного языка. литературный язык всегда приспосабливается к читателю))