А пока что позабавлю читателей хотя бы переводом одного места из историка Хью Томаса (коего в целом никак не могу рекомендовать ни одному типу любителей истории):

"Связь между империей Карла [V] в Европе и "новом золотом мире" (по выражению льстивого епископа Руиса де ла Мота) Индий зависела, естественно, от кораблей. Торговля с Индиями была дополнением к давно благоденствующей морской коммерции между Севильей, Санлукаром-де-Баррамеда, Канарскими островами и Португалией. Обширная переписка между чиновниками, эмигрантами, купцами и капитанами, благодаря которым существовала империя, вся перевозилась морским путём. Самая сложная машина своего времени, как выразился один современный историк, нао XVI века были укреплёнными складами, которые заполняли товарами и отправляли через океан. Это также была, как доктор Джонсон скажет 200 лет спустя, практически тюрьма для всех на борту, включая грандов, живущих в условиях, которые считались неприемлемыми на суше. В правление императора Карла, между 1516 и 1555 годами, около 2500 кораблей покинули Испанию, держа курс на Индии, в среднем около 60 в год; 1750 вернулись. Это означает, что 750 пропали или (немногие из них) были уничтожены в бою. В 1504 г. можно насчитать 35 судов, которые пересекли Атлантику, а в 1550 году - более 200.
То, как малы были эти корабли - вот что больше всего привлекает внимание. Генуэзцы и венецианцы использовали карраки с водоизмещением более 1000т... Великий "Адмирал Моря-Океана" считал судно с водоизмещением больше 70т чрезмерным для исследования побережья.
<...>
В среднем корабли в те годы имели водоизмещение чуть менее 100 тонн. Корабли Колумба были 60, 70 и 100т. Флот Овандо состоял из судов от 30 до 90т; три корабля Диаса де Солиса в 1508 году были в 90, 60 и 35т соответственно; у Педрариаса в 1514 был корабль водоизмещением 80т. Самый большой корабль в экспедиции Магеллана в 1519 г. был в 120т, а уцелевшая "Виктория" - 75т. В 1521-1550 гг. среднее водоизмещение поднялось до 100-150т. После оно продолжало расти, но редко когда в XVI в. плывшие в Индии корабли были более чем в 200т, даже хотя в 1509 году был издан указ, установивший минимум в 80т. Такие корабли могли перевозить 60 пассажиров, не считая 12 человек команды, а также, например, 18 лошадей и 12 телят. <...> Корабль водоизмещением 100т был 16,5м длиной и 4,6м шириной... Были и суда покрупнее. Например, великие купцы Портинари в Голландии заказали судно длиной 39,6м и 11м шириной. Большая часть океанских судов были известны как каравеллы или карабеллы, по слову, использовавшемуся в испанских прибрежных водах с начала XV в. Слово "нао" использовалось как синоним. Каравеллы редко упоминаются после 1530 г... Галлеон был намного больше, чем каравелла, и в итоге стал типичным атлантическим кораблём. Впервые он упомянут в перечне судов 1525 г. Галлеон мог быть даже в 500т, и требовал команду в 50-60 человек, сопровождаемых 120-150 солдатами".

antoin.livejournal.com/882610.html

@темы: флот