Оригинал взят у в Про жгущих глаголы
"Повесть «Полдень XXI век» («Возвращение») (1960), в которой 152-летний хронологический разрыв приводит двух космонавтов в XXI век, где они обнаруживают потрясенное, утопическое и идеальное человечество, что, по контрасту, делает реальность мучительной. «Трудно быть богом» (1964), ностальгическая греза, в которой герой должен помочь варварскому и крайне жестокому прошлому присоединиться к его счастливой цивилизации, повесть «Понедельник начинается в субботу» (1965), в которой ученый торгующий временем, чтобы соответствовать чуду национальной производительности, оказывается заброшенным в футуристический роман...
Но эпоха Брежнева остужает атмосферу, и цензура приводит к тому, что большая часть их произведений распространяется подпольно. Жесткая сатира подчинения и ограниченного послушания, «Улитка на склоне» (1966), высказанная в форме сказки, настолько откровенно политическая, под видом научно-фантастической сказки, что поворот кажется свершившимся. А тема вторжения в «Обитаемом острове» (1969) ― астронавт оказался на опустошенной ядерной войной планете, где царит тирания над умами ― подтверждает, что братья Стругацкие задумываются об обоснованности внешнего вмешательства для улучшения общества. Наряду со спокойной и жестокой сказкой «Гадкие лебеди» («Время дождей» в оригинальной версии), где некоторые жители затопленного дождями и туманами города живут литературой, вызывая ненависть своих сограждан, «Сталкер» («Пикник на обочине» в оригинальной версии) доводит до крайности горестно прозорливую притчу о человеческой судьбе, которая пронизывает творчество Стругацких" (с) Филипп-Жан Катинши и Мари Жего в Le Monde
Но эпоха Брежнева остужает атмосферу, и цензура приводит к тому, что большая часть их произведений распространяется подпольно. Жесткая сатира подчинения и ограниченного послушания, «Улитка на склоне» (1966), высказанная в форме сказки, настолько откровенно политическая, под видом научно-фантастической сказки, что поворот кажется свершившимся. А тема вторжения в «Обитаемом острове» (1969) ― астронавт оказался на опустошенной ядерной войной планете, где царит тирания над умами ― подтверждает, что братья Стругацкие задумываются об обоснованности внешнего вмешательства для улучшения общества. Наряду со спокойной и жестокой сказкой «Гадкие лебеди» («Время дождей» в оригинальной версии), где некоторые жители затопленного дождями и туманами города живут литературой, вызывая ненависть своих сограждан, «Сталкер» («Пикник на обочине» в оригинальной версии) доводит до крайности горестно прозорливую притчу о человеческой судьбе, которая пронизывает творчество Стругацких" (с) Филипп-Жан Катинши и Мари Жего в Le Monde