"В III в. оногуро-болгары продвигаются по Сырдарье дальше, на запад, в районы Приаралья, и кочуют в степях Средней Азии и Казахстана. Обитавшие в этом обширном регионе восточные ирано-язычные племена (саки, массагеты и др.) покорялись ими, и в ходе этногенетического взаимодействия их с пришлыми центрально-азиатскими тюрками происходило формирование новых этнических общностей.
Оногуро-суварские племена участвовали в этнокультурных процессах Средней Азии и Казахстана в составе гуннов, покоривших здесь к началу 1 тыс. н.э. большинство кочевых племен. Объединение усуней (уйсунов) некогда насчитывало более полумиллиона человек, а главная их ставка —Чигу — находилась на берегу Иссык-Куля. В дальнейшем усуни вошли в состав казахов. По-видимому, в результате взаимной ассимиляции оногуро-сабирских племен «бугу» (пугур) и ираноязычных племен (в т.ч. и усуней) в среднеазиатско-казахстанских степях и сформировалас протоболгарская этническая общность, в пределах которой, в отличие от языка, иранский компонент приобретает доминирующий характер.
В погребальном обряде усуней прослеживаются черты, сходные с обрядами северокавказских и волжских болгар.
По-видимому, в Средней Азии и Казахстане, проникают и закрепляются в языке оногуро-сабиров — предков чувашей — древнеиранские слова (в современном чувашском языке насчитывается до 200 таких слов). Через посредство иранских племен в чувашский язык вошли десятки индийских слов. Хотя языческий культ чувашей был схож с древней религией народов Саян и Алтая, в него проникают и некоторые элементы зороастризма — религии иранских племен, приверженцев культа Заратуштры. Как считают ученые чувашское язычество формировалось под сильным воздействием именно зороастризма, что четко прослеживается и в терминологии: например, чувашей — Пихампар (пророк, покровитель домашних и диких животных и зверей), у персов — пейгамбар; Пирешти (покровитель домочадцев) — фереште и т. д.
Элементы древнеиранской культуры прослеживаются и в чувашской материальной культуре женские головные уборы (тухья, хушпу, сурпан), кое-что из одежды, вышивки, пищи воспринято от североиранцев. Имеющиеся этнокультурные параллели позволяют искать истоки яда важнейших компонентов этнической культуры чувашей также в среднеазиатских цивилизациях Согдианы и Маргианы, Бактрии и др.
О многогранности этногенетического взаимодействия оногуро-суварских и восточноиранских племен свидетельствует наличие в современном чувашском языке самых разнообразных древнеиранских слов шарттан рубец, начиненный мясом) у чувашей &mdash ширда (кушанье из овечьего желудка, начиненное мясом и рисом) у персов сара (пиво) mdash шире напиток, молодое вино) аста мастер) &mdash остад мастер) сунтал наковальня) — ендал наковальня) салм (клецки) &mdash чалма пресные лепешки) кёпе рубашка) &mdash геба мужская одежда) кась (кар-ман) &mdash кис (карман) су (число) — ом число); ут (торговля) &mdash соуд (торговля); ахал ленивый) — ахел лентяй);
хайча ножницы) — ейчи ножницы); астар усердие) &mdash хастар желание) и др.
Как полагают, среди гунно-тюркских племен, вышедших во II в. н.э. к северному побережью Каспийского моря, основную массу составляли, вероятно, огурско-протоболгарские племена".
здесь больше aldanov.livejournal.com/644233.html
Оногуро-суварские племена участвовали в этнокультурных процессах Средней Азии и Казахстана в составе гуннов, покоривших здесь к началу 1 тыс. н.э. большинство кочевых племен. Объединение усуней (уйсунов) некогда насчитывало более полумиллиона человек, а главная их ставка —Чигу — находилась на берегу Иссык-Куля. В дальнейшем усуни вошли в состав казахов. По-видимому, в результате взаимной ассимиляции оногуро-сабирских племен «бугу» (пугур) и ираноязычных племен (в т.ч. и усуней) в среднеазиатско-казахстанских степях и сформировалас протоболгарская этническая общность, в пределах которой, в отличие от языка, иранский компонент приобретает доминирующий характер.
В погребальном обряде усуней прослеживаются черты, сходные с обрядами северокавказских и волжских болгар.
По-видимому, в Средней Азии и Казахстане, проникают и закрепляются в языке оногуро-сабиров — предков чувашей — древнеиранские слова (в современном чувашском языке насчитывается до 200 таких слов). Через посредство иранских племен в чувашский язык вошли десятки индийских слов. Хотя языческий культ чувашей был схож с древней религией народов Саян и Алтая, в него проникают и некоторые элементы зороастризма — религии иранских племен, приверженцев культа Заратуштры. Как считают ученые чувашское язычество формировалось под сильным воздействием именно зороастризма, что четко прослеживается и в терминологии: например, чувашей — Пихампар (пророк, покровитель домашних и диких животных и зверей), у персов — пейгамбар; Пирешти (покровитель домочадцев) — фереште и т. д.
Элементы древнеиранской культуры прослеживаются и в чувашской материальной культуре женские головные уборы (тухья, хушпу, сурпан), кое-что из одежды, вышивки, пищи воспринято от североиранцев. Имеющиеся этнокультурные параллели позволяют искать истоки яда важнейших компонентов этнической культуры чувашей также в среднеазиатских цивилизациях Согдианы и Маргианы, Бактрии и др.
О многогранности этногенетического взаимодействия оногуро-суварских и восточноиранских племен свидетельствует наличие в современном чувашском языке самых разнообразных древнеиранских слов шарттан рубец, начиненный мясом) у чувашей &mdash ширда (кушанье из овечьего желудка, начиненное мясом и рисом) у персов сара (пиво) mdash шире напиток, молодое вино) аста мастер) &mdash остад мастер) сунтал наковальня) — ендал наковальня) салм (клецки) &mdash чалма пресные лепешки) кёпе рубашка) &mdash геба мужская одежда) кась (кар-ман) &mdash кис (карман) су (число) — ом число); ут (торговля) &mdash соуд (торговля); ахал ленивый) — ахел лентяй);
хайча ножницы) — ейчи ножницы); астар усердие) &mdash хастар желание) и др.
Как полагают, среди гунно-тюркских племен, вышедших во II в. н.э. к северному побережью Каспийского моря, основную массу составляли, вероятно, огурско-протоболгарские племена".
здесь больше aldanov.livejournal.com/644233.html