Оригинал взят у в
Согласно старинным родословным преданиям, Годуновы, а с ними и ещё несколько ныне уже несуществующих русских боярских и дворянских родов (Вельяминовы-Зерновы, Долгово-Сабуровы, Сабуровы и др.), происходили от мурзы Чета, выехавшего из Золотой или - по другой версии - Большой Орды на службу Великому князю Московскому Ивану Калите около 1330 г.
Предание гласит, что в дороге, находясь уже в окрестностях Костромы, Чет тяжело заболел, в связи с чем и вынужден был остановиться на отдых на левом берегу Волги. Здесь, во сне, ему явилась Пресвятая Богородица в сопровождении апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. Следствием этого чудесного сна явилось святое крещение самого Чета с именем Захария и строительство им каменного храма Святой Живоначальной Троицы, включавшего к тому же приделы апостола Филиппа и священномученика Ипатия и основание монастыря, в дальнейшем известного как Троицкий Ипатиевский монастырь, навеки связанного в русской истории с другим боярским родом - Романовыми. Со временем Захария, его сын Александр, внук Дмитрий Александрович и все последующие поколения их потомков нашли здесь своё последнее пристанище и, таким образом, монастырь этот стал фамильной усыпальницей Годуновых. Данным обстоятельством объясняются и поздние вклады представителей этого рода (например, Якова Афанасьевича в 1594 г., Ивана Ивановича в 1603 г. и др.) в этот монастырь.
читать дальше Официальные родословные и поколенные росписи нового времени ведут родословную бояр и дворян Годуновых от внука Захария Дмитрия Александровича по прозвищу Зерно. Один из его потомков, Иван Иванович, праправнук Захарии, носил прозвище Годун. Отсюда уже его потомки от брака с некой Агриппиной (в иночестве Александра, похоронена с прочими в Ипатьевском монастыре) стали прозываться и писаться Годуновыми.
К слову сказать, от родного брата Ивана Ивановича Федора по прозвищу Сабур пошли Сабуровы и, в частности, первая супруга (в 1504 - 1525 гг.) Великого князя Московского Василия III Ивановича Соломония Юрьевна Сабурова (Сверчкова-Сабурова), внучка Константина Федоровича Сверчка, прославленная впоследствии Русской Православной Церковью в лике преподобных.
Расцвет боярского рода Годуновых пришёлся на лихие времена Грозного Царя. В это время Годуновы (рында Борис Фёдорович, будущий царь, и рында же Яков Афанасьевич, выше уже упоминавшийся, в иноках Иосиф) участвовали в опричнине. Из этого времени в русской истории также известны Годуновы-воеводы Василий Григорьевич Меньшой, Иван Андреевич, Иван Васильевич и др. В это же царствование Годуновы занимают практически все ступени длинной служебной лестницы - они служат при большом Московском дворе постельничими, окольничими, стольниками, боярами и конюшими - Дмитрий Иванович, Матвей Михайлович, Семён Никитич и др.
Заметим попутно, что Д.И. Годунов, С.Н. Годунов и их родственник С.В. Годунов в царствование Бориса займут высшие должности в государстве и войдут в ближнюю думу, "Тайный совет", игравший большую роль в делах управления страной. В ведении первого окажется Конюшенный приказ, второй станет главой Аптекарского приказа, а третьему будет поручен Дворцовый приказ.
Возвышению же Годуновых и выдвижению из их среды знаменитого Бориса Фёдоровича, сына Федора Ивановича Кривого, способствовала, прежде всего, женитьба Бориса на родной сестре всесильного Малюты Скуратова Марии, а затем и женитьба предпоследнего Рюриковича на московском престоле и последнего царственного потомка Калиты, Царя Федора Иоанновича, на сестре Бориса Ирине.
Вне всякого сомнения, своей головокружительной карьерой, относительно быстрому восхождению от малоприметного отпрыска костромского дворянина в звании царского телохранителя до звания боярина и чина конюшего, наместника Казанского и Астраханского, а вслед за этим и до самых заоблачных высот царской власти Борис Фёдорович Годунов обязан именно этим двум обстоятельствам. Понятно, что эти же два обстоятельства спасли Годуновых и лично Бориса, державшегося в это время большей частью в тени, в годы разгула опричнины (примем во внимание и участие представителей этой семьи в этом явлении сколь ужасном, столь же и уникальном). Фактическим главой государства Борис стал только с пострижением в монахи дяди Царя Федора Иоанновича Никиты Романовича (в иноках Нифонт), т. е. с 1585 г. Чем всё это кончилось, и сколь стремительным было падение Годуновых и насколько разрушительным были последствия этого падения для всей Руси и нескольких последующих лет её истории, общеизвестно.
Первый в русской истории, хотя и формально, избранный на Земском Соборе 1598 г. "всем миром" государь, Борис скоропостижно скончался с иноческим именем Боголепа 13 апреля 1605 г.
Торжественному въезду Лжедмитрия в Москву, уже не первый год переживавшую не самые лучшие свои времена, напомним, предшествовали народное восстание, погромы царёвых подворий, и зверская расправа 10 июня 1605 г. над Годуновыми, в которой верховодили дворяне М. Молчанов и А. Шерефетдинов. Следствием этой расправы стала гибель сына Бориса Царя Федора и его матери царицы Марии Григорьевны - их задушили верёвками. В числе убийц Годуновых называют князя В.М. Рубец-Масальского, в доме которого с июня по август 1605 г. жила осиротевшая, но отнюдь не обедневшая, царевна Ксения Борисовна. А с августа по декабрь того года она находилась при Лжедмитрии, после чего была удалена в Горицко-Вознесенский монастырь Белозерского уезда, где, очевидно, жила в т. ч. и на доходы от своей вотчины в Городецкой волости Юрьевец-Поволжского уезда и по-прежнему именовалась царевной, но уже Ольгой Борисовной, по своему иноческому имени. Во всяком случае, в коллекции РГАДА сохранились раздельные книги вотчин царевны Ольги Борисовны Годуновой и боярина А.В. Лобанова-Ростовского в Городецкой волости Юрьевец-Поволжского уезда раздела И.Самарина и Б.Д. Телицына 1622 г., крайние даты которых 1594 и 1623 гг. Пострижение же Ксении в инокини окончательно выбило из под её ног почву на возможные притязания на русский престол.
Между тем, по официальной версии того времени, низведённый с престола Царь Фёдор Борисович и его мать, находясь под домашним арестом, покончили жизнь самоубийством - "испиша зелья и помроша". Разумеется, в эту нелепую версию никто тогда не поверил, поскольку свежие странгуляционные борозды на шеях жертв говорили сами за себя.
Через несколько дней, после демонстрации убиенных москвичам, тело царицы Марии было отвезено в женский Варсонофьевский (Варсонофьев) монастырь на Сретенке (основан ещё в XV в.; до известных событий 1917 г., после упразднения монастыря в 1765 г. от монастыря оставалась только Вознесенская церковь), и зарыто вне стен церкви, на погосте внутри монастырской ограды. В одну могилу с ней были сброшено тогда же тело её сына Федора. А ещё в мае 1605 г. на том же погосте были наскоро зарыты привезённые из Архангельского собора Московского Кремля останки Царя Бориса, выброшенные оттуда московскими боярами, стремившимися тем самым угодить подходившему к Москве самозванцу. При Василии Шуйском, в сентябре 1606 г., останки Годуновых были перенесены в Троице-Сергиеву Лавру, где они почивают и поныне в особой палатке возле Успенского собора (у северо-западного его угла; в современном виде с 1780 г.). В 1622 г. там же было захоронено тело дочери Бориса инокини Ольги, в своё время (в 1608 - 1609 гг.) пережившую осаду Лавры поляками.
В заключение скажем ещё несколько слов об окружении Годуновых времён Царя Бориса. Лютого нрава был боярин Семён Никитич Годунов, троюродный брат Царя и "правое ухо царево", ставший со временем (по смерти престарелого Д.И. Годунова) фактическим главой ближней думы (задушен в Переяславле в 1605 г.). А его имя связано в русской истории с громким судебным процессом и последующей расправой - под явно надуманным предлогом (от того и сам процесс этот, как теперь представляется, носил опереточный характер, правда, с далеко не шуточными последствиями) - над Романовыми и их ближайшими родственниками. Репрессии, обрушившиеся тогда на представителей "Романова рода" и их родню, обошли стороной разве что только Ирину Никитичну, родную сестру будущего Патриарха Филарета и тётку первого царя из династии Романовых, жену стольника Ивана Ивановича Годунова (утоплен в Оке людьми "Тушинского вора" в 1610 г.).
Свой след в летописи Первопрестольной оставил и окольничий Никита Васильевич Асанов-Годунов, бывший воевода в Белеве (в 1589 - 1591 гг.), защищавший Арбатские ворота - "ведал Арбатские ворота и до Никитских ворот" - во время нашествия на Москву войск королевича Владислава в 1618 г.
В 1626/27 - 1691/92 гг. утратившие былое влияние Годуновы, с десяток стряпчих и стольников и один боярин (вышеупомянутый Матвей Михайлович, последний боярин из этого рода) - при Большом Московском и Патриаршем дворах. Одним из последних представителей этого рода стал стольник Г.П. Годунов (1664 - после 1699), чей облик известен по поясному портрету, в настоящее время находящемуся в собрании Государственного исторического музея в Москве. Последним же представителем рода Годуновых в русской истории, по предположению князя А.Б. Лобанова-Ростовского, стал правнук Матвея Михайловича Д.И. Годунов, стольник в 1692 и 1703 гг. Полная версия:
holy-russia.ru/godunovy.html