Посреди квартала красных фонарей, на берегу живописного амстердамского канала теснятся друг к другу старинные домики. Многие из них были построены еще в XVII веке и у каждого своя, подчас очень интересная история. Но один из этих домов особенно замечателен. Внешне он ничем не отличается от своих соседей, но внутри здесь можно увидеть такое...

В этом на первый взгляд совсем ординарном доме почти два века проводились тайные богослужения католиков. В нем скрывалась настоящая церковь, с двумя ярусами галерей, органом и великолепной алтарной живописью.
О том как католикам удалось спрятать всю эту красоту за ординарным фасадом можно почитать ниже.
читать дальше
С конца XVI века католицизм в Нидерландах был фактически запрещён: католическое богослужение разрешалось лишь в частных домах, католики были исключены из всех политических и административных структур государства, а также из торговых гильдий. Однако многие продолжали исповедовать католицизм в тайне.
Одним из таких тайных католиков был богатый купец, в 1661 году, приобретший три примыкающий друг к другу дома в центре Амстердама. Дома с самого начала предназначались для того, чтобы разместить здесь церковь.
Церковь расположена в третьем справа доме (с белыми решетчатыми окнами и тремя квадратными окошками на мансарде).

На канал выходил фасад только одного из домов. Два других дома примыкали к нему сзади, располагаясь вдоль перпендикулярной каналу улицы.
Интересующая нас улица расположена четко за деревом. Дом с церковью - тот, что слева.

Чтобы получить обширное пространство, достаточное для церкви, были объединены верхние этажи всех трех домов.

Схема из путеводителя Dorling Kindersley по Амстердаму.
Балки, соединяющие галереи существовали здесь с самого начала - они не давали конструкции "разъезжаться".

Попадали в церковь через лестницу среднего дома. Рядом с ней была даже установлена чаша для святой воды (рядом со светильником).

Чаша для святой воды.

Из-за того, что церковь была расположена на верхних этажах, она стала называться "Наш Господь на чердаке".
Вход в церковь.

Визуальная доминанта церкви - алтарь.

Декоративное оформление алтаря было создано в XVIII веке.

Живописное полотно Крещения дополнено барельефами, изображающими Бога-Отца и Святой Дух.


Орган, созданный специально для этой церкви был установлен только в 1794 году.

Сейчас церковь окрашена в те цвета, которые были здесь во второй половине XIX века. Всего же за свою историю она знала несколько разных вариантов оформления.
На фото ниже видны слои краски, относящиеся к разным периодам существования церкви.

За алтарем располагается небольшая часовня Девы Марии...

... а также сакристия (она же ризница - помещение, для хранения облачения священиков и церковной утвари).


Этажом ниже расположены исповедальни.

В этой комнате жил священник - за дверцами шкафа расположена постель. Такое странное место для кровати - не дань секретности, оно было достаточно обычно для XVII века.

На нижних этажах дома располагался магазин, жилые и подсобные помещения. Сегодня здесь можно посмотреть на гостиную, сохранившую интерьер XVII века.


Жилая комната с окнами на канал. Ее интерьер также относится к XVII веку, но, в отличие от гостиной это в большой степени плод реконструкции.


Обратите внимание на кровать в шкафу (слева).

Кухня, XVII век.


В середине XIX века, после принятия Нидерландами новой конституции, гарантировавшей свободу деятельности любых религиозных организаций, католики смогли выйти из подполья. Некоторое время церковь "Наш Господь на чердаке" еще продолжала функционировать, теперь уже открыто - у ее прихожан не было альтернативного места богослужения. Однако после того как в 1887 году рядом был освящен новый большой католический храм, надобность в маленькой церкви отпала. От перестройки ее спасла только инициативная группа амстердамских католиков. Они купили все три дома, в которых располагалась церковь, и превратили ее в музей.
Музей в церкви "Наш Господь на чердаке" работает с 1888 года, это один из старейших музеев Амстердама. Некоторые вещи, которые тогда использовались как подсобные помещения музейщиков теперь сами стали экспонатами.
Сегодня здесь можно посмотреть кухню XIX века, которой когда-то пользовались смотрители музея.




Удобно и утилитарно. Дверь в шкаф закрыл - кровать убрал.
Любопытно, как они орган звукоизолировали?...