Оригинал взят у в
Чтобы как-то упорядочить в головах весь этот бардак, творящийся в головах любителей фантастики, я построю серию постов о двигателях в форме последователього логического "рассечения" всего этого разнообразия на логические "половинки", в каждой из коих буду описывать некие локальные оптимумы. Таким макаром получим более-менее удобное классификационное дерево (замечу сразу, что дерево будет фундаментально асимметричным - мы идем по нему "слева направо сверху вниз", постоянно смещаясь к наиболее жестко ограниченному наблюдаемой реальностью нижнему правому углу*, и степень этой ограниченности будет постоянно срезать нам длину шага).
(*) Напоминаю, что люк на кухню
здесь вам именно там.
читать дальше
Итак - первый вопрос:
Хотите ли вы, чтобы ваш двигатель подчеркнуто уважал какой-нибудь физический закон вообще?
Нет?
Тогда вам остается опираться на самое базовое, определяющее требование к двигателю: на желание оказаться в нужном месте с как можно меньшими затратами и потерями (времени, топлива, нервов, прочая), причем обеспечить эту возможность вам должно нечто относительно большое (иначе оно не будет называться двигателем).
Возможности двигателя в этом идеальном случае будут определяться лишь теми пределами, в коих героям известно куда они вообще хотят лететь. (Заметьте при этом, что "куда" вовсе не обязано в этом случае ограничиваться нашей вселенной.)
Более детальные описания невозможны по построению - раз уж на законы физики оглядываться не будем, то фантазия автора ограничена только ограниченностью его фантазии. Можете прыгать, можете летать, можете проворачивать вокруг себя всю вселенную, можете выворачивать вселенную наизнанку, можете пересоздавать вселенную по своим потребностям. В последнем случае, правда, речь идет не совсем о двигателе.
Подчекну, однако, еще раз, уже сказанное: возможности двигателя в этом случае всецело определяются тем, насколько персонажи могут _определить, куда им надо попасть_.
Если мы забиваем и на это обстоятельство тоже, то выпадаем из рамок НФ и попадаем в фэнтези - там сама вселенная является в каком-то смысле одним большим персонажем, и может решать за персонажей маленьких.
Чтобы справляться с этим ограничением - в традиционной фантастике используется два типа двигателей:
1) Мгновенного действия (прыжковый). Корабль попадает куда-то с какой-то точностью, а если на месте уточннные данные показали что он промахнулся - делает уточняющий прыжок. Далее - итеративно до тех пор, пока дистанция до цели не сократится до теоретического или желаемого минимума. Ограничение в том, чтобы не прыгнуть внутрь чего-то такого, что двигатель не сможет нейтрализовать.
2) Непрерывного действия (смещающий). Корабль непрерывно меняет координаты, а персонажи могут непрерывно уточнять направление. Ограничение в том, чтобы по дороге не сгребать своей тушкой весь попутный мусор, так что такие двигатели должны либо выводить корпус корабля куда-то в менее плотно замусоренное пространство, чем наш космос, либо же двигатель должен быть скомбинирован с надежным защитным экраном (каков бы ни был его принцип действия).
Быстродействующий и быстро перезаряжающийся прыжковый двигатель по своим свойствам, ессно, стремится к смещающему, как нам и подсказывает математика в лице теории пределов (примеры см. в основной серии Пола Андерсона или в последних томах "Основания" Азимова).
Если хотите избежать фэйспалмов - делайте такой двигатель принципиально громоздким и неуклюжим. Как только вы допустите сверхбыстрое перемещение средних и особенно малых объектов - так немедленно и невообразимо должно измениться ВСЁ: от интерьера жилищ и рабочих мест, до методов мошнничества, разбоя и ведения войны, и, наконец, до архитектуры и возможностей вычислительных машин. Для примера возьмите шедевральный "Тигр! Тигр!" Альфреда Бестера - там весьма зрелищно описано, какие прекрасные лавинные изменения вызывает в социуме даже очень ограниченная возможность мгновенного перемещения.
Также напоминаю о том, что в нашей вселенной существует не только Солнечная система. Любой уважающий себя автор НФ должен показать, почему с этими его замечательными двигателями к нам до сих пор никто не прилетел, или, если уже прилетели - почему мы об этом не знаем. См. выше в моем жж посты о "молчании космоса". Вкратце: ключевой момент в том, что с каждым _месяцем_ в последние годы всё надежней подтверждается, что землеподобных планет в обозримом космосе - _триллионы_(!), что единожды возникшая жизнь чудовищно живуча - она однажды уже пережила, судя по всему, оледенение всей(!) поверхности Земли, и что эта живучесть самовоспроизводимой жизни еще и практически неизбежно ведет к возникновению разума. Sapienti sat.
1) портальный - когда имеется некоторое количество "точек входа/выхода", которые можно и нужно контролировать и как боковой сюжет - искать новые. В доведенном до логического
абсурдазавершения виде вообще делает космические корабли ненужными как класс (сильно удешевляя киносьёмки, см. Stargate)2) неперерывный, полностью соответствующий описанному "смещающему"
даже не знаю. имеет ли смысл воевать, когда до планеты переться несколько лет. Можно, конечно, если очень сильно хочется, но вот трудновато. а когда оно рядом, за поворотом - можно и повоевать, благо тылы рядом, война не проиграна, если корабль-матку
Хан Соло с Люкомкакие-нибудь придурки не взорвут.