Оригинал взят у в «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?»
Почти все, кто смотрел «Хозяин морей», удивлялись – почему же там Метьюрин и Обри пиликают на скрипках, и часто приходилось слышать мнение, что это была просто блажь, введенная О’Брайеном для придания шарма своим персонажам.
Господа, это совершенно не так! Как говорил один из персонажей советского фильма, который хорошо все знают: «Кто сказал, что надо бросить песню на войне?» Точно также и в те века никто не отказывался ни от музыки, ни от танцев.
Вообще музицирование и танцы были очень важной частью жизни не только кают-компании, но и нижних палуб. Так, например, на флагмане Боскауэна 74-пушечном «Торбэе» во время перехода в Северную Америку каждую ночь на баке устраивались танцы под свирели и барабаны (ну не верю я, что джаз пошел от негров, а не от увеселений британских моряков). Эти вечера живо напомнили Фродо Боскауэну милый Шир "старую добрую Англию", и пляски контрдансом в местной деревушке на склоне у церкви». Более того – хорошие танцоры ценились на вес золота, и приглашались «с гастролями» на корабли эскадры. Кстати – платили за танцы щедро, особенно господа офицеры, которые скучали по родине не меньше, чем матросы и унтеры.
Иногда ловкие арматоры фрахтовали корабли и получали каперские патенты, но не для того, чтобы ловить вражеские торговые суда, а чтобы гастролировать по своим эскадрам «гребя денежку лопатой» и при этом уходить от налогов.
Инструменты для музицирования на кораблях господа офицеры возили с собой. Например в реестре за 1746 год на «Кинг Джордж» числятся "два рожка, две флейты, барабан, скрипка и уэльская тройная арфа", а офицеры в кают-компании по воскресениям составляли без малого целый оркестр, который играл музыку произведения Лойе, Генделя, да Винчи (это композитор, не путать с известным скульптором-изобретателем 16 века!) и других модных тогда авторов.
Но музыка не только объединяла, но и разъединяла экипажи на кораблях. Особенно бесили на том же «Кинг Джордже» команду понедельники, когда гардемарины и юнги в 20.00 собирались на баке для обучения игре на флейте и пению. Третьи и четвертые лейтенанты жаловались, что «это блеяние коров» дико мешает спать.
Так что О’Брайен вполне обосновано ввел музыку в канву повествования, а авторы фильма – в сам фильм. Обри и Метьюрин поступали вполне в духе эпохи, разучивая новые партии на альте с скрипке и проводя досуг с музыкальными инструментами.



@темы: история музыки