09:18

Вот оно как писать надо, а я и не знала.


Оригинал взят у в Литературная мастерская - 28: Юрий Никитин о «грамотеях»
[if gte mso 9]>

Известный фантаст Юрий Никитин о тех, кто находит в произведениях писателя ошибки:

«Мы видим наступление нового мира, где смысл становится важнее формы. Он и был, но теперь не боится об этом заявлять. Ведь правописание нетрудно проверить в Word’е, и если человек этого не делает, он сознательно пренебрегает правилами вчерашнего дня.

В то же время сторонник старых устоев скажет с убеждением, что текст надо вылизывать самому без всяких словарей, справочников и чуть ли без знания правил грамматики.

Конечно, править и даже вылизывать надо, но до какой степени? Один филолог, прочитав «Ярость» и вытерев слезы, принес мне с подчеркнутой фразой и спросил: считаю ли я, что эта фраза написана верно? Нет, отвечаю честно, здесь немотивированное несогласование времен. Он кивнул, довольный, показывает мне другую: а вот здесь? Я смотрю, снова киваю: да, ты прав. Здесь подряд два слова-сорняка. Он спрашивает меня: согласен ли я на основании этого, что мои романы – дрянь? Нет, отвечаю я так же честно. У него глаза становятся как у гигантского омара, прямо на стебельках, снова указывает на то же место: ну как? Отвечаю: хреново. Он: так почему же?.. Да потому, отвечаю…

Сейчас можешь издавать столько, сколько напишешь. Так буду ли вылизывать незначительные шероховатости в стене моего громадного могучего замка, чье предначертание совсем в другом? Да-да, его стены должны защищать. Мне плевать на затейливый узор, которым можно бы украсить каждую гранитную глыбу.

Я лучше построю еще один замок! Еще выше, громаднее, с толстыми стенами, высокими башнями. И без узоров на стенах. А пушки отолью без тех затейливых единорогов и грифонов, что старательно отливались на старинных пушках. Ну об этом уже говорил, однако важные вещи надо повторять, это как уроки, которые надо заучить на всю жизнь.

Сила произведений – не в кружевах. Вылизывать шероховатости начинайте не раньше, чем убедитесь, что построить громадную могучую крепость вы не в состоянии…

Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому

Это сказал великий Ларошфуко, и хотя не о литературе вовсе, но очень к месту и здесь. Да, опыт показывает, что умельцы языка абсолютнейшие импотенты, когда касается дело создания главного, чем сильна литература, – образов!

Когда человек находит у какого-то писателя ляп, то этим прежде всего хвалит себя: какой я грамотный! Когда морщит нос и заявляет, что такого-то не читает из-за обилия корявых фраз, то этим громко кричит, что вот я какой изысканный, тонкий, чувствующий прекрасное, замечательный, умный, гениальный, красивый, и вообще, все вы – тупое быдло, годны только на то, чтобы целовать меня в то место, где спина теряет свое благородное название. На самом же деле филигранный язык – это виртуозная игра на одной струне. Можно восхищаться таким скрипачом: как играет, как играет! На одной струне, а как играет! Но у скрипки не случайно четыре струны. Можно, играя на одной струне, встать еще и на уши – восторгу слушателей не будет предела. Но к искусству такая игра не приблизится.

Виртуозным языком чаще всего пытаются скрыть неумение… писать. Да, виртуозное владение языком – это доведенное до совершенства трудолюбие посредственности. Когда человеку и сказать нечего, нарисовать могучие образы не умеет, как и создать сильные или хотя бы заметные характеры, он до скрипа кожи вылизывает фразы, перебирает слова.

Предвижу упрек: сам изысканно писать не умеет, вот и гавкает на других. В… э-э… бессильной злобе ярится!.. Увы, не стал бы спорить, пусть у несчастных оставалась бы иллюзия, что они превосходят, что они – боги, а я где-то в грязи, не в состоянии поднять голову даже до уровня их подошв.

Честно, не стал бы спорить: нельзя отнимать у людей последнюю иллюзию, что хоть в чем-то лучше других. Иначе сопьются от безысходки и никчемности, а то и начнется стадное – двойное сальто с высоких балконов на асфальт… Но дело касается молодых ребят, которые учатся писать, потому вынужден сказать, увы, правду. А критики с больными желудками пусть с балконов, не жалко…

Виртуозное владение языком – доведенное до совершенства трудолюбие посредственности.»


@темы: писательское

Комментарии
09.09.2013 в 09:26

«Каким же надо быть умным и эрудированным человеком, товарищ капитан первого ранга, чтобы так долго и убедительно отстаивать свою глупость.»
Угу, а тупо абзацы копипастить, не пытаясь даже слегка изменить - это у нас теперь святое право писателя, видимо. На несколько жемчужин - тонна низкопробного шлака
09.09.2013 в 09:28

«Каким же надо быть умным и эрудированным человеком, товарищ капитан первого ранга, чтобы так долго и убедительно отстаивать свою глупость.»
как и давать зачины, намеки щедро по тексту разбрасывать, чтобы тут же о них забыть. Нам же надо большеее текста, больше денег, пох, что херня.
09.09.2013 в 09:43

Бог меня простит - это его профессия (с) Г. Гейне // Лежу к цели
Какая вкуснота! Утащу себе, не выдержу...
А вообще, хотелось бы мне, чтобы он то же самое в глаза заявил тому же Мартину. :facepalm:
09.09.2013 в 09:54

Живи, живи и делайся другим...
ну вот что только не придумают, чтобы занавесить элементарную безграмотность и лень, чтобы с этой безграмотностью бороться, даже в принцип возведут, только бы не перечитать да не поправить, образы он, видите ли, создает, замки строит, а то что кирпич сырой и крыша трухлява, так это ж пустяки, рухнет, еще такой же выстроит, да не один, ибо писуч и непритязателен
09.09.2013 в 10:05

Прочла я этого Никитина полстраницы, отравилась на всю жизнь.
Не, я не такой герой, как твой муж, который прочел цельный роман..
09.09.2013 в 10:59

Какое, однако, а-ня-няяяяя!!!! И даже, не побоюсь этого слова, каваииииииииии!!! :lol2:
09.09.2013 в 11:35

Отрадно, что и тут на нас досье...
Прелесть какая.
09.09.2013 в 11:55

Мания величия в полный, гигантский рост. Куды ж от него деваться-то, во всех магазинах полками стоит. Не нам с ним тягаться...
09.09.2013 в 12:02

Нари, Никогда не забуду, как один книготорговец объяснял, как мы неправы, и почему писать надо, как Никитин.
"У вас слова всякие непонятные . А него как? "Я взмахнул мечом, и топор раскроил голову негодяя". То есть он до конца фразы забыл, меч у героя или топор. Читаешь, и чувствуешь себя настолько умнее автора! Прияяятно!"
09.09.2013 в 12:08

Охотник на песцов
а ничего, что образы создаются и языковыми средствами тоже?..
09.09.2013 в 12:17

В жизни всех безумцев есть река / и река безумно глубока
Самая грубая (*подумав* и самодовольная) из всех книг о творчестве, которые я читала. Не знаю, вынесла ли я из нее что-нибудь полезное. Мне кажется, ничего. Разве что "от противного" - как не надо писать.

Прочитала книг девять из его цикла "Трое из леса". Образы действительно яркие, но послевкусие неприятное. Это я "на новенького" в фэнтези читала. Сейчас бы, конечно, обошла десятой дорогой.
Он прав в том, что бывает - человек пишет с ошибками, но при этом неплохой рассказчик. Имхо, второе важнее.
И еще прав в том, что лучше выразить мысль полностью, но коряво, чем сделать из нее нечто вылизанное и неясное.
Но это не значит, что книге не нужен редактор.
09.09.2013 в 13:34

Если бы автор помимо прочего дружил бы с другими науками, типа истории когда пытается лабать псевдоисторическое фентази, наверное грамматику бы ему прощали. А так решил ответить по площадям.
09.09.2013 в 17:20

Рамина, Королева Полевых Мышей
Говорят, к старости отрицательные черты усугубляются. И углубляются. Похоже на то.

Мы видим наступление нового мира, где смысл становится важнее формы
То есть автор статьи готов вместо сырокопченой колбасы (или любимых фруктов) обходится сбалансированной смесью жиров, углеводов и аминокислот на основе воды дистиллированной?

Сейчас можешь издавать столько, сколько напишешь. Так буду ли вылизывать незначительные шероховатости
Нет, и этот человек, и ему подобные, в девяностые ругали СССР за то, что автомобили, сантехника и всякое прочее производились с недоделками, и без внимания к потребителю?

Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому
И что бы на это сказали (например) китайцы? Или древние египтяне?

Виртуозным языком чаще всего пытаются скрыть неумение… писать.
А вот тут у меня даже слов нет. Ни приличных, ни каких иных.