Вот щас на либрусеке зацепила краем глаза: некий комментатор укорил Громыко в том, что она повара обозвала стряпчим. Оно конечно, повар таки стряпает, однако в русском языке слово "стряпчий" имеет свое, определенное значение.
А вообще в фентезях часто подворачивается: то портниху обзовут белошвейкой (белошвейки по определению шьют только белье), то все работы по коже сваливают на некоего кожевенника, хотя по контексту там работал скорее скорняк или шорник, то мебель в королевские покои поставляет плотник, а даже не столяр и уж во всяком случае, не краснодеревшик.
Интересно, существует ли какой-нибудь справочник для попаданца по старинным профессиям? Хотя бы для того, чтоб знать, какие слуги могут встретиться в герцогском доме или на хозяйственном дворе?

@темы: корм для моих тараканов

Комментарии
11.09.2013 в 13:52

никакие мысли не стоят того,чтобы их думать ©
Шано, не нужен справочник для этого.Для этого надо было афтару или вовремя читать поболее или иметь истинный интерес и погуглить - всё есть на просторах.Литературный поиск провести.Возможно существуют "табели о рангах" и "дворцовые этикеты" в готовом виде,там тоже всё это есть..."безграмотность" тут либо показывает незрелость человека (школьник,маловато знаний и терпения), либо «чукча-не читатель»
11.09.2013 в 14:01

Живи, живи и делайся другим...
у Громыко действительно есть такое словоупотребление?!
ведь далеко не редкое слово "стряпчий", особенно в литературе ХIХ века
11.09.2013 в 14:01

Бонанза, Да вроде и не нужны справочники, но иногда у вполне вменяемого автора можно натолкнуться на какой-нибудь "стремительный домкрат". А вообще, когда пишешь на историческую тему, справочники лишними не бывают. Потому что информация очень рассеяна, и не факт, что отловишь действительно необходимые подробности даже при наличии гугла. Поэтому и растет ворох закладок на разные сайты: там про гужевой транспорт, там про этикет, там про прислугу - а вот общего сайта, скажем, по любимому всеми викторианству, я в русских интернетах не встречала. Правда, меня то викторианство сейчас не очень интересует, но не вижу сайтов по быту в 19 веке. Только обрывки.
11.09.2013 в 14:38

Шано, водку ключница делала? (с) :lol: Честно сказать, толковый словоблуд вполне мог бы избежать незнакомого слова, фэнтези же, а не монография по быту помещичьей усадьбы 18 века в Малороссии. :laugh:
11.09.2013 в 14:44

Ммайя, да ведь толковых словоблудов в современных фентезях не так уж много. и уж сильно они на словоблудие полагаются, а оно опасно: ляпнешь где-нить не подумав, а вот оно и есть "седло серны со стременами". Поскольку не монография, то фиг с ним, но осадочек остается.
11.09.2013 в 15:29

Шано, не поспоришь. Ну, об этом еще Сапковский писал, мол, учите, дети, матчасть хотя бы в первом приближении.
11.09.2013 в 22:22

Et tu, Freud?
У нас в Краснодаре ювелирный есть - "Золотарь". И мне как-то совсем не легче от того, что ювелиров так тоже называли в старину))
12.09.2013 в 00:21

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
однако в русском языке слово "стряпчий" имеет свое, определенное значение.
Если начинать занудствовать, то несколько значений.
1. Судебный чиновник.
2. Доверенное лицо.
3. Дворцовый слуга, выполнявший различные хозяйственные обязанности.
Последний вполне мог быть и поваром.
12.09.2013 в 00:51

Живи, живи и делайся другим...
Рина Дзене, и всё-таки не повар, ибо был занят другими делами

Стряпчий - старинный царский слуга, впоследствии дворцовый чин. Наименование "С." происходит от слова "стряпать", т.е. делать, работать. Первые сведения о них относятся к XVII в., когда они находились во дворах конюшенном, кормовом, хлебенном и др. Были также С. дворцовые, ведавшие по деревням дворцовые приказные дела и защищавшие крестьян дворцовых от обид; С. от житья, пожалованные из городовых дворян; С. с платьем и др. Специально для личных услуг государя находились С., ходившие за ним "со стряпней", т. е. с его шапкой, полотенцем и проч. Стряпнёй назывались различные вещи царя: кресла, поножья, подушки, полотенца, солнешники и т. д. Во время выходов царя стряпчие следовали за царём с его стряпнёй. Эти стряпчие назывались Стряпчие с платьем. В 1616 году стряпчих с платьем было 55 человек. При входе государя в церковь они несли для него стул, скамеечку; держали в церкви шапку; в походах везли панцирь, меч; во время зимних поездок государя по окрестностям Москвы назначались в "ухабничие" для поддержания возка на ухабах; во время обедов ставили блюда перед боярами, окольничими и ближними людьми и т.п. Так как число С. было велико (в середине 17 в. около 800-900), то для государевых услуг употреблялись особые смены; свободные же С. иногда посылались в качестве второстепенных чинов в посольства, с воеводами по полкам в качестве военных людей и т. п. Самый старший из С. - "С. с ключом" - был помощником постельничего, заведовал мастерской палатой и постельною казною, от которой носил ключ. Несмотря на невысокое положение С., на эту должность назначали нередко и из родовитых дворян; так, С. были князья Голицыны, кн. Пронские, кн. Репнины, кн. Ростовские-Буйносовы, Шереметевы и др. Обыкновенно в С. жаловали московских дворян и жильцов. Более родовитые С. состояли большею частью при особе государя, не имели какой-либо определенной "стряпни" и были преимущественно придворными чинами. См. Г. Успенский "Опыт о древностях русских" со ссылкой на В.И. Сергеевич "Русские юридические древности" (СПб., 1891).
12.09.2013 в 01:21

Как утомляет симулировать нормальность... (с)
_FOTINA, кроме перечисленных были и другие виды стряпчих. Это же просто чин (ранг), не указывающий на конкретный род деятельности. Имелись еще, например, "стряпчие при конюшне". И при кухне они вполне могли работать. Тем более - прислуживали за столом. Ведь должна же быть причина, по которой слово "стряпня" осталось сегодня лишь в значении "приготовленная еда", а "стряпуха" - в значении "повариха".
Тот же Сергеевич признает: "Можно думать, что деловые люди хозяйственных царских дворов, портные, квасники, пивовары, повара, пирожники, хлебники тоже назывались первоначально стряпчими, ибо и они стряпали... Но в памятниках XVII века, они уже так не называются. Котошихин говорит о "поварах-мастерах" и "полумастерах" и "о пирожных-мастерах" (63, 65). В этих терминах надо, кажется, видеть указание на немецкое влияние в нашем поваренном искусстве XVII века".

Будем считать, что Громыко воспользовалась более древним значением, проигнорировав позднейшее "немецкое влияние". )))