13:04

Евгений Лукин
Враньё, ведущее к правде

Теперь я вижу, что был прав в своих заблуждениях.
Великий Нгуен.

Умру не забуду очаровательное обвинение, предъявленное заочно супругам Лукиным в те доисторические времена, когда публикация нашей повестушки в областной молодёжной газете была после первых двух выпусков остановлена распоряжением обкома КПСС. «А в чём дело? — с недоумением спросили у распорядившейся тётеньки. — Фантастика же…» «Так это они говорят, что фантастика! — в праведном гневе отвечала та. — А на самом деле?!»
Помнится, когда нам передали этот разговор, мы долго и нервно смеялись. Много чего с тех пор утекло, нет уже Любови Лукиной, второе тысячелетие сменилось третьим, а обвинение живёхонько. «Прости, конечно, — говорит мне собрат по клавиатуре, — но никакой ты к чёрту не фантаст». «А кто же я?» — спрашиваю заинтригованно. Собрат кривится и издаёт бессмысленное звукосочетание «мейнстрим».
Почему бессмысленное? Потому что в действительности никакого мейнстрима нет. По моим наблюдениям, он существует лишь в воспалённом воображении узников фантлага и означает всё, располагающееся вне жилой зоны. Можно, правда, возразить, что и окружающая нас реальность не более чем плод коллективного сочинительства, но об этом позже. Не то чтобы я обиделся на собрата — скорее, был озадачен, поскольку вспомнилось, как волгоградские прозаики (сплошь реалисты), утешить, наверное, желая, не раз сообщали вполголоса, интимно приобняв за плечи: «Ну мы-то понимаем, что никакой ты на самом деле не фантаст».
— А кто?
Один, помнится, напряг извилины и после долгой внутренней борьбы неуверенно выдавил:
— Сказочник…
Услышав такое, я ошалел настолько, что даже не засмеялся. Впрочем, моего собеседника следует понять: термин «мистический реализм» (он же «новый реализм») используется пока одними литературоведами, да и то не всеми, а слово «фантастика» в приличном обществе опять перешло в разряд нецензурных. Недаром же, чуя, чем пахнет, лет десять назад несколько мастеров нашего цеха предприняли попытку отмежеваться, назвавшись турбореалистами. Тоже красиво…читать дальше

@темы: писательское

Комментарии
07.02.2014 в 14:23

Если в Америке и Англии, по словам критиков, сайнс-фикшн и фэнтези традиционно донашивают лохмотья «серьёзной» литературы, то у нас всё обстоит наоборот: нынешние модные писатели — зачастую результат утечки мозгов, так сказать, эмигранты жанра. А то и вовсе откровенные компиляторы, беззастенчиво обдирающие нас, грешных, выкраивая из обдирок собственные эпохальные произведения. Что ж, Бог в помощь.
Вот правду бает , давно заметила это явление.
07.02.2014 в 14:26

Grissel, дык. Что ни слово, то в глаз)
И у меня, помницца, "Перекресток" в мэйнстрим отпихивали, пока не оказалось, что это тривиальный магический реализьм и городское фэнтези. И дальше, постоянно сталкиваесся с тем, что пишет Лукин. И как тут жить?
07.02.2014 в 15:18

Шано, ну дальше он о другом и более подробно, но меня давно озадачивал именно этот момент. Чем Пелевин, Сорокин , Татьяна Толстая и другие, менее заметные товарищи отличаются от? разве что у некоторых фантастов, того же Лукина, язык получше.
И Пелевин действительно "эмигрант жанра" ( на моей памяти он единственный, кому удалось отмазаться от ярлыка фантаста, хотя нет. Максу Фраю тоже).
07.02.2014 в 15:34

Ну да. Фант-гетто. Выбрался только Пелевин. Про фрая я как-то не уверена.
07.02.2014 в 16:20

Шано, на моих глазах такие попытки предпринимали Хаецкая и Лазарчук, но у них не вышло. Хотя для меня они как авторы гораздо выше П. и Ф.
07.02.2014 в 17:14

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
Простите, а в чем, собственно, претензия господина Лукина? Что он не литератор, потому что фантаст? Так он очень даже литератор. А как там кто кого называет на качестве рассказанного не сказывается. Я надеюсь, что он не допустил ту же ошибку, что в случае с Барбароссой.
07.02.2014 в 17:18

Clegane, в некоторых кругах считается, что фантаст - это одно, а литератор - совсем другое. И доказать, что писатель могет быть и тем и другим, этим некоторым кругам очень сложно.
07.02.2014 в 17:31

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
А какие это круги - издательские или это внутренние, фэндомные? Я не издеваюсь, я интересюсь. А то получается очень странная вещь - аутокомплекс неполноценности. Если человек пишет художественную литературу, он или она все равно придумывает - так какая разница, это дракон или это директор завода? Функции они оба, инструменты для рассказа, как клавиши на клавиатуре.
07.02.2014 в 17:57

Clegane, ну, в издательстве, которое издает фантастику, на фантастику смотреть свысока не будут. Однако если в романе нет привычной "фантастики", вполне могут сказать - не наш профиль. Собственно, мне говорили. И, вероятно, Лукину тоже. А в тех издательствах, которые печатают "мэйнстрим" (с точки зрения фэндома, как Лукин написал, к этому определению относится все "нефантастическое"), могут одновременно сказать: "Ну зачем вы нам это принесли, это фантастика, это не наш профиль". И очень редко бывает, чтобы и в тех, и в других издательствах сказали: "О, это наше!" одновременно.
Это не комплекс неполноценности. Это ощущение, что поймут и поддержат фантаста только в фэндоме. Отчуждение и субкультура.
В русском литературоведении настолько привыкли относиться к фантастике как к низкому жанру (одновременно отрицая, что есть такой жанр), что практически все литературоведение фантастики творилось силами фэнов.
Не знаю, как сейчас. Давно не была на конах.
07.02.2014 в 18:19

попереду - холодна могила, а позаду - вороги лежать
А, теперь мне ясно. Я просто на коны не хожу и ни разу не была, я в интернете больше кручусь, и издаюсь за свой счет, с IBSN, но за свои деньги.