Оригинал взят у в Тюдоры: уголовное право и смертная казнь.
Этот пост написан не для доказывания чего бы то ни было. Это просто краткое описание сферы уголовного права в Англии 16 века для тех, кого это интересует в рамках расширения кругозора.
Соответственно, некоторым людям лучше заранее знать, чего не будет в этом посте.
Любители «остренького», ищущие смакования изощрённых экзекуций, а также любители в циферках решать, какой маньяк более маньячный, вам не сюда.
Те, кого история Европы интересует только ради поисков пятен, в которые можно ткнуть пальцем и преисполниться любви к России, а также те, кто в истории ищет подтверждения политическим тезисам, вам не сюда.
Любители строить мощные исторические гипотезы, опираясь на школьный учебник и одну-две старые/публицистические книжки, вам тоже не сюда.
Те, кто привык любое сложное явление искажать для простоты навешивания на него однозначного ярлыка «хорошо»/«плохо» (гоблин-стайл), вам совсем не сюда.
Любители «остренького», ищущие смакования изощрённых экзекуций, а также любители в циферках решать, какой маньяк более маньячный, вам не сюда.
Те, кого история Европы интересует только ради поисков пятен, в которые можно ткнуть пальцем и преисполниться любви к России, а также те, кто в истории ищет подтверждения политическим тезисам, вам не сюда.
Любители строить мощные исторические гипотезы, опираясь на школьный учебник и одну-две старые/публицистические книжки, вам тоже не сюда.
Те, кто привык любое сложное явление искажать для простоты навешивания на него однозначного ярлыка «хорошо»/«плохо» (гоблин-стайл), вам совсем не сюда.
Я скучный юрист, которому история уголовного права интересна сама по себе, как эволюция механизма самозащиты в обществе и как тема искажения юридических вещей в обывательском сознании. Сильные эмоции по поводу истории меня утомляют и раздражают, особенно когда написание заметки потребовало больших временных затрат. Имейте это в виду. Перед тем, как писать комментарий вообще лучше глубоко вздохнуть и посчитать до 10, а то некоторые, такое чувство, до того спешат что-то написать, что текст поста особенно и не читают.
Миф об осуждении Тюдоров историками.
Есть люди, которые надеются понять какое-то историческое явление с помощью прежде всего цифирек, что рождает уникальные выводы, особенно в сочетании с наивной верой в то, что, например, поминальные списки Ивана Грозного это полная и исчерпывающая опись всех, кто по-любой причине был казнён в его правление. Не останавливаясь на ущербности такого метода, замечу, что, по моему глубокому убеждению, цифры бессмысленны без знания контекста. Особенно, если речь идёт о 16 веке, где железобетонных цифр практически нет. Одно дело картина «безумный король из прирождённого садизма внезапно устроил Варфоломеевскую ночь и поубивал своих подданных» и совсем другое дело реальные события, которые являются лишь одним эпизодом из долгой череды раздиравших страну гражданских войн, и состоят в том, что в начале очередной войны народ Парижа вспомнил, как гугеноты недавно пытались взять город штурмом, а потом морили осаждённых голодом, так что толпа подключилась к тому, что Гизы хотели сделать точечным уничтожением лидеров вражеской армии. Поэтому прежде чем перейти к цифрам, необходимо сформировать целостную картину правосудия в тюдоровской Англии.
Первое, что надо знать это общие тенденции историографии по Тюдорам. Если говорить коротко, то в 19 и начале 20 века всё было просто: Генрих жестокий централизатор, Мария кровава, а Елизавета мать нации. Вигговская традиция исторической пропаганды как она есть. Примерно с 1940-х годов эта ситуация начала меняться. К 1960 году настоящее научное осмысление этого Генриха VIII и потомков уже было в полном разгаре, и главные лавры тут должен получить Джеффри Элтон, последовательно исследовавший все стороны правления Тюдоров. Естественно, что первой жертвой стали эмоциональные оценки и необоснованные обобщения. По мере освоения первоисточников оказалось, что Генрих не так уж и жесток, Мария не особенно кровава, а Елизавета не так велика, как казалось раньше (и казнила преступников намного жёстче, чем Генрих VIII). Яркие персонажи, достойные голливудского фильма, постепенно становились живыми людьми со своими достоинствами и недостатками, с ошибками и хорошими идеями, а Reign of Terror превратилось в обычную внутреннюю политику, не хуже и не лучше чем в другие века. Тем более, что введённые в научный оборот мнения обычных людей 16го века (не обиженных насмерть католиков) тоже были вполне сдержанными за некоторыми исключениями. В конце концов, кровавые тираны, которые рубят головы налево и направо, возможны только в воображении любителей фентези: в реальной системе сдержек и противовесов Европы непопулярный монарх быстро терял трон, а то и голову. Всё просто -- если кому-то отрубили голову вообще произвольно, то его коллеги задумаются, а не они ли следующие, и примут меры.
Сейчас никто уже не пытается однозначно оценить то или иное правление учёные стараются не заниматься голословными обобщениями, а с максимально возможной точностью описать, что конкретно делали эти политики. Обобщения ведь это первейшая дорога к искажениям, когда в итоге никто и не представляет себе реальный механизм абсолютной монархии. Изменилось не только понимание личностей, изменилось само представление о том, каким было устройство тогдашнего государства. Генрих VIII нравился старым авторам за обилие легенд от его жёнах и казнях, а сегодняшним авторам он интересен в первую очередь как монарх, при котором Англия сделала гигантский скачок от сеньориальной монархии, едва оправившейся от долголетних Войн Роз, к правовому государству Нового времени. Поэтому впредь если какой-нибудь публицист типа Джаспера Ридли и писал о Генрихе как о кровавом деспоте (Henry VIII: The Politics of Tyranny, 1985), то автор получал полные презрения рецензии, препарирующие все его уловки и искажения фактов, в том числе от авторов, которые раньше сами писали про Генриха легенды, но потом признали ошибки. Упорствовали только редкие марксисты, просто потому, что для учёного признание своей ошибки это нормальная часть научного процесса, а для марксиста это ведь означает признать не маленькую ошибку, а кардинальный слом своего мировоззрения. Впрочем, дело не в них, любой человек твердолоб, если видит в истории продолжение личных убеждений.
Разбирать государство Тюдоров здесь не место, это тема для отдельной заметки, а потому перейдём к непосредственной теме обзора, для удобства разделённой по теме мифов.
читать дальше
читать дальше