Оригинал взят у в post
В. Шумко. Фантастический жанр в литературе ХIХ–ХХ веков: становление и развитие
Курс лекций, изданный преподавателем Витебского университета. Значительная часть книги посвящена зарождению русской фантастики (Сомов, Погорельский, Одоевский, Толстой, Гоголь), европейскому романтизму, привитому к русской берёзке, дискуссии о том, что есть фантастика и что не есть. Тут я почтительно молчал, сражённый мудрагелістай терминологией и авторитетом соратников (Белинский, А. Гуковский, Манн, Поспелов), ссылками на которых доказывалось, что в своих трактовках прав именно Шумко, а не кто-то иной. Но вот пришла пора говорить о современной фантастике, я встрепенулся, ожил. И поник. Потому что сложилось впечатление, что автор не совсем компетентен, скажем так. Первый звоночек - включение в список литературы безусловно значительной работы С.Р. Каца "История советской фантастики" и упоминание её среди справочных пособий по научной фантастике (по соседству - энцмклопедия Гакова, "Мир глазами фантастов", "Русская фантастика ХХ века в именах и лицах"). Дальше - дальше. "Иное небо" и "Все способные держать оружие" - это два разных произведения. У "Посмотри в глаза чудовищ" потерялся один из авторов. "Правила волшебника" Гудкайнда отнесены к юмористической фэнтези. Биленкин, оказывается, представитель четвёртой волны. "Россия, которой не было" Бушкова - альтернативная фантастика. М. Успенский, Е. Лукин, В. Рыбаков, Б. Штерн причислены к турбореализму. Джордж Локхард упоминается среди англоязычных фантастов. Перечисляю только то, что первое приходит в голову - наверняка можно накопать больше, и куда более важного. Плюс издержки провинциального издания, когда не разберёшь, где очепятки, а где "я так вижу": "Клинки Максара", Гамельтон, Павлихин (вместо Павлухин), Дьяченко. Может, из той же оперы и А. Гуковский, и С.Р. Кац.
ЗЫ. Осторожно говоря о чьей-то некомпетентности, не могу не упомянуть о своей. Я почти 15 лет довольно много читал фантастики, но никогда не слышал о таких авторах, как Д. Херпи, С. Карелин, А. Карпенко, И. Мак, А. Зубко. А В. Шумко - слышал, знает названия ихних циклов и заставляет меня краснеть.
Курс лекций, изданный преподавателем Витебского университета. Значительная часть книги посвящена зарождению русской фантастики (Сомов, Погорельский, Одоевский, Толстой, Гоголь), европейскому романтизму, привитому к русской берёзке, дискуссии о том, что есть фантастика и что не есть. Тут я почтительно молчал, сражённый мудрагелістай терминологией и авторитетом соратников (Белинский, А. Гуковский, Манн, Поспелов), ссылками на которых доказывалось, что в своих трактовках прав именно Шумко, а не кто-то иной. Но вот пришла пора говорить о современной фантастике, я встрепенулся, ожил. И поник. Потому что сложилось впечатление, что автор не совсем компетентен, скажем так. Первый звоночек - включение в список литературы безусловно значительной работы С.Р. Каца "История советской фантастики" и упоминание её среди справочных пособий по научной фантастике (по соседству - энцмклопедия Гакова, "Мир глазами фантастов", "Русская фантастика ХХ века в именах и лицах"). Дальше - дальше. "Иное небо" и "Все способные держать оружие" - это два разных произведения. У "Посмотри в глаза чудовищ" потерялся один из авторов. "Правила волшебника" Гудкайнда отнесены к юмористической фэнтези. Биленкин, оказывается, представитель четвёртой волны. "Россия, которой не было" Бушкова - альтернативная фантастика. М. Успенский, Е. Лукин, В. Рыбаков, Б. Штерн причислены к турбореализму. Джордж Локхард упоминается среди англоязычных фантастов. Перечисляю только то, что первое приходит в голову - наверняка можно накопать больше, и куда более важного. Плюс издержки провинциального издания, когда не разберёшь, где очепятки, а где "я так вижу": "Клинки Максара", Гамельтон, Павлихин (вместо Павлухин), Дьяченко. Может, из той же оперы и А. Гуковский, и С.Р. Кац.
ЗЫ. Осторожно говоря о чьей-то некомпетентности, не могу не упомянуть о своей. Я почти 15 лет довольно много читал фантастики, но никогда не слышал о таких авторах, как Д. Херпи, С. Карелин, А. Карпенко, И. Мак, А. Зубко. А В. Шумко - слышал, знает названия ихних циклов и заставляет меня краснеть.
Извиняюсь, но более цивилизованно выразить свои чувства не могу.
В принципе, и энциклопедия Гакова — это тоже отдельная песня.