Иллюзия независимого поведения (ИНП) возникает тогда, когда вымышленный персонаж приобретает в лице человека, придумавшего его, способность самостоятельно мыслить, говорить и/или действовать. О подобного рода самостоятельности своих воображаемых друзей часто заявляют дети. Данная исследовательская работа была написана с целью установить, в какой степени совершеннолетние авторы художественных произведений подвергаются ИНП своих вымышленных персонажей. С этой целью 50 писателей были опрошены о развитии своих персонажей и о том, какие воспоминания у них остались о воображаемых компаньонах из детства. 92% опрошенных заявили о том, что хотя бы в какой-либо форме столкнулись с ИНП в своей работе. Писатели, которым удалось опубликовать свои труды, испытывали феномен ИНП более ярко и регулярно, что может свидетельствовать о взаимосвязи иллюзии и писательского опыта.
полностью здесь www.dropbox.com/s/t72muzakceowle7/IIA.docx
Да, сталкивалась. Нет, в гости не приходили и печенек за претерпеваемые страдания не выпрашивали.
примерно вот так:
Джон Фаулз в седьмой главе «Женщины французского лейтенанта» пишет о том, как авторы постепенно теряют контроль над своим повествованием:
«Вам может показаться, что у романистов всегда существуют некие фиксированные планы, по которым они работают, и что будущее, предсказанное в первой главе, неизбежно материализуется в тринадцатой. Мы же – романисты – знаем, что мир – это живой организм, а не машина. Мы также знаем, что воистину сотворённый мир должен стать независимым от своего творца; спроектированный мир (то есть, такой мир, который раскрывает перед наблюдателем все принципы своего устройства) мёртв. Только тогда, когда наши персонажи и события перестают нам подчиняться, они по-настоящему оживают. В момент, когда Чарльз оставил Сару на краю обрыва, я приказал ему немедленно возвращаться в Лайм-Реджис. Но он меня не послушался; он просто развернулся и пошёл в свой клуб.
О, я уже слышу, как вы говорите мне: “Ну бросьте уже! На самом деле вам в голову пришла такая мысль, и вы подумали, что будет изящнее, если он остановится и выпьет молока… а затем снова встретит Сару”. Такая трактовка произошедшего определённо имеет право на жизнь; но я могу лишь сообщить вам – как самый надёжный свидетель – что мысль эта явно исходила от Чарльза, а не от меня самого» [15, стр. 96-97].
Некоторые ведут себя и вовсе нагло. Так, Смирол, которого я на пять минут вывела в "Карми" в качестве третьестепенного персонажа, которому и имя-то дано наспех и без малейшего будущего (посмотрите, как пишется Смирол на вашей клавиатуре
), вернулся в повествование и начал перетягивать сюжет на себя. Второй том "Карми", недописанный, увы, как мы знаем, назвается "Смирол"
полностью здесь www.dropbox.com/s/t72muzakceowle7/IIA.docx
Да, сталкивалась. Нет, в гости не приходили и печенек за претерпеваемые страдания не выпрашивали.
примерно вот так:
Джон Фаулз в седьмой главе «Женщины французского лейтенанта» пишет о том, как авторы постепенно теряют контроль над своим повествованием:
«Вам может показаться, что у романистов всегда существуют некие фиксированные планы, по которым они работают, и что будущее, предсказанное в первой главе, неизбежно материализуется в тринадцатой. Мы же – романисты – знаем, что мир – это живой организм, а не машина. Мы также знаем, что воистину сотворённый мир должен стать независимым от своего творца; спроектированный мир (то есть, такой мир, который раскрывает перед наблюдателем все принципы своего устройства) мёртв. Только тогда, когда наши персонажи и события перестают нам подчиняться, они по-настоящему оживают. В момент, когда Чарльз оставил Сару на краю обрыва, я приказал ему немедленно возвращаться в Лайм-Реджис. Но он меня не послушался; он просто развернулся и пошёл в свой клуб.
О, я уже слышу, как вы говорите мне: “Ну бросьте уже! На самом деле вам в голову пришла такая мысль, и вы подумали, что будет изящнее, если он остановится и выпьет молока… а затем снова встретит Сару”. Такая трактовка произошедшего определённо имеет право на жизнь; но я могу лишь сообщить вам – как самый надёжный свидетель – что мысль эта явно исходила от Чарльза, а не от меня самого» [15, стр. 96-97].
Некоторые ведут себя и вовсе нагло. Так, Смирол, которого я на пять минут вывела в "Карми" в качестве третьестепенного персонажа, которому и имя-то дано наспех и без малейшего будущего (посмотрите, как пишется Смирол на вашей клавиатуре

По своему опыту могу сказать, что многое зависит от двух факторов (ну, кроме индивидуальности автора, конечно). Это цель работы и метод работы.
Цель — это то, для чего, собственно, пишешь. Если для заработка, в конвейере, как многие отечественные писатели, которым удалось опубликовать свои труды, а точнее, их негры, работающие под данными брендами, то тут, скорее всего, никакого ИНП даже и быть не может, не до этого просто.
А метод, думаю, у каждого свой. Я вот привыкла зарабатывать текстами, поэтому всегда пишу по плану. Другое дело, что для заказного произведения этот план готовится от силы неделю, много две, а для собственного — несколько месяцев, а то и лет. И в любом случае я всерьёз не сяду за работу над текстом, пока чётко не буду себе представлять, с чего герои начнут, через что пройдут, и как всё закончится. Может быть (и даже наверняка) по ходу работы изменятся многие детали, неглавные сюжетные линии, судьбы второстепенных персонажей — иногда даже кардинально. Но основной сюжет остаётся прежним, и практически не отступает от задумки.
Знаю много людей, которые работают иначе. Наш ректор, например, всегда пишет свои романы по частям, отельными кусками, яркими эпизодами — и только потом собирает всё это в единое целое. Конечно, при таком подходе изначальная задумка может измениться до неузнаваемости.
Ну и последнее, а то я что-то сегодня неприлично разболталась.
Дык в том-то и дело, что четкое ощущение - именно поведение персонажа. Вот нету мыслей, что финал будет лучше. Мысль, что вот так персонаж должен поступить - она, может, и наличествует. А чувство - что вот этого персонажа к запланированному финалу не выведешь, как ни старайся. Проще пойти куда он хочет.
Возможно, это просто авторское чувство логики поведения и личности персонажа, стремление к психологической достоверности. В процессе работы лучше начинаешь его понимать, складывается более стройный и обоснованный образ.
Самостоятельное поведение отдельного от авторской личности персонажа ИМХО норма, а не патология - по крайней мере для того, кто в писательство пришел через ролевые игры.