Оригинал взят у в 14-я причина любить XVI век
14-я причина любить XVI век: конец аристократии как незаменимой военной силы.
Нельзя читать про этот век в вакууме, не вспоминая о том, какой непреодолимой до него была пропасть между богатыми рыцарями и воинами победнее. Деньги и социальный статус родителей давали благородным сэрам питание, снаряжение, свободное время и учителей для тренировок. Выходцы из элиты в среднем были заметно сильнее и буквально на голову выше простых солдат, массово страдавших рахитом из-за недоедания в детстве, а доспехи защищали от смерти намного лучше, чем можно было бы предположить, плюс традиция брать в плен ради выкупа. Нормальное описание итога средневековой битвы — это тщательное перечисление взятых в плен аристократов, убитых любимых коней и редких погибших шевалье (утрирую, но по меркам будущих времён гибли и правда немного). Если убитых рыцарей не было, битву можно было назвать «бескровной», а то и вовсе «ярмаркой». Погибших простолюдинов считали неохотно, если вообще считали, а проблемы некомбатантов вообще были вне этой картины мира. Нормы военного права по большей части действовали только для своих. Их образ мыслей и ценности тоже были совершенно чуждыми для всех вне этой узкой касты. Даже тот самый шевалье де Баярд, которого первым назвали «рыцарем без страха и упрёка», убивал пленных простолюдинов не без удовольствиях.
Потом пошли один за другим тревожные звоночки. Как будто случайности. И вот, наконец, в XIV-XVI вв. пика, мушкет и, главное, колесцовый пистолет окончательно прекратили этот праздник самым некуртуазным образом. Швейцарская пехота показала, что сила в единстве строя и отучила брать врагов в плен, испанские, итальянские и имперские стрелки плевать хотели на дорогие доспехи, но всё это была скорее оборона, и у жандармов всё равно оставалась тактическая роль в атаке. Рейтары же покусились на святое: они стали атакующей силой, нашли себе оружие длиннее копья и выдавили жандармов из их ниши. Тем более, что бедные дворяне и простолюдины спокойно несли такие потери, каких элита позволить себе не могла. Вышеупомянутый le chevalier sans peur et sans reproche, кстати, в итоге был подстрелен из аркебузы и помер в мучениях — что может быть справедливее.
Отныне родители аристократов знали, что сколько бы денег и лет они ни вложили в своё чадо, это никак не защитит его от пули, причём пистолет будет в руке дворянчика из Наварры или нищего немецкого наёмника, который лишь год назад сел на плохонькую лошадку и отправился воевать. Да, они не читали Вегеция и Кристину Пизанскую и не попали бы копьём на полном скаку точно в шею несущемуся навстречу всаднику, но разве им это мешало? И без того теперь в порядке вещей были поля сражений, на которых сотнями гибли сплошь дети баронов, герцогов и графов, и это было прекрасной картиной. Небожители спустились на землю. Отсутствие за плечами многолетней подготовки больше не было неустранимой проблемой. Всё решал личный опыт битв, отвага и Фортуна. Впереди же были столетия, в которых аристократы служили офицерами, чья вероятность выжить была существенно меньше, чем у рядовых…

14-я причина любить XVI век: конец аристократии как незаменимой военной силы.
Нельзя читать про этот век в вакууме, не вспоминая о том, какой непреодолимой до него была пропасть между богатыми рыцарями и воинами победнее. Деньги и социальный статус родителей давали благородным сэрам питание, снаряжение, свободное время и учителей для тренировок. Выходцы из элиты в среднем были заметно сильнее и буквально на голову выше простых солдат, массово страдавших рахитом из-за недоедания в детстве, а доспехи защищали от смерти намного лучше, чем можно было бы предположить, плюс традиция брать в плен ради выкупа. Нормальное описание итога средневековой битвы — это тщательное перечисление взятых в плен аристократов, убитых любимых коней и редких погибших шевалье (утрирую, но по меркам будущих времён гибли и правда немного). Если убитых рыцарей не было, битву можно было назвать «бескровной», а то и вовсе «ярмаркой». Погибших простолюдинов считали неохотно, если вообще считали, а проблемы некомбатантов вообще были вне этой картины мира. Нормы военного права по большей части действовали только для своих. Их образ мыслей и ценности тоже были совершенно чуждыми для всех вне этой узкой касты. Даже тот самый шевалье де Баярд, которого первым назвали «рыцарем без страха и упрёка», убивал пленных простолюдинов не без удовольствиях.
Потом пошли один за другим тревожные звоночки. Как будто случайности. И вот, наконец, в XIV-XVI вв. пика, мушкет и, главное, колесцовый пистолет окончательно прекратили этот праздник самым некуртуазным образом. Швейцарская пехота показала, что сила в единстве строя и отучила брать врагов в плен, испанские, итальянские и имперские стрелки плевать хотели на дорогие доспехи, но всё это была скорее оборона, и у жандармов всё равно оставалась тактическая роль в атаке. Рейтары же покусились на святое: они стали атакующей силой, нашли себе оружие длиннее копья и выдавили жандармов из их ниши. Тем более, что бедные дворяне и простолюдины спокойно несли такие потери, каких элита позволить себе не могла. Вышеупомянутый le chevalier sans peur et sans reproche, кстати, в итоге был подстрелен из аркебузы и помер в мучениях — что может быть справедливее.
Отныне родители аристократов знали, что сколько бы денег и лет они ни вложили в своё чадо, это никак не защитит его от пули, причём пистолет будет в руке дворянчика из Наварры или нищего немецкого наёмника, который лишь год назад сел на плохонькую лошадку и отправился воевать. Да, они не читали Вегеция и Кристину Пизанскую и не попали бы копьём на полном скаку точно в шею несущемуся навстречу всаднику, но разве им это мешало? И без того теперь в порядке вещей были поля сражений, на которых сотнями гибли сплошь дети баронов, герцогов и графов, и это было прекрасной картиной. Небожители спустились на землю. Отсутствие за плечами многолетней подготовки больше не было неустранимой проблемой. Всё решал личный опыт битв, отвага и Фортуна. Впереди же были столетия, в которых аристократы служили офицерами, чья вероятность выжить была существенно меньше, чем у рядовых…
Бытует мнение, что проблемы с поголовным рахитом у крестьян и горожан несколько преувеличены.
а доспехи защищали от смерти намного лучше, чем можно было бы предположить, плюс традиция брать в плен ради выкупа.
Которую начиная с Моргартена вообще не соблюдали швейцарцы, а затем и ландскнехты, а потом гуситы. От оружия всех этих парней латы защищали не то чтоб очень хорошо, сомневающиеся могут спросить Леопольда 1, а еще лучше Карла Смелого, ежели владеют спиритизмом. Их духи найдут что сказать, правда вряд ли пристойного.
Нормы военного права по большей части действовали только для своих
И в 14 веке пришла ответочка - швейцарцы вообще не брали пленных, толерантно не делая различий между благородными и простолюдинами.
Насчет того, что пистолеты с колесцовыми замками стоит упоминать среди проблем аристократии не совсем согласен: это как раз было оружие ударной кавалерии, а ее в 16 веке все еще старались набирать из небыдла. При этом пистолет далеко не всегда пробивал доспехи, это должен был быть не пистолет, а пистолище размером поболее обреза из фильмов про итальянскую мафию.
Во время гражданской войны в Англии английские армейские пистолеты были почти бессильны против "старинных" лат и массового новодела, не всегда отличавшегося отменным качеством, зачастую не пробивая их даже при выстреле в упор. Мушкеты да, согласен, это другое дело, воплощение гнева божьего и пролетарской ненависти. А пистолеты - это своего рода замена рыцарского копья, позволяющая ударить чуть дальше и чуть сильнее (причем насчет сильнее - вопрос спорный). Интересно, что в прямом столкновении рейтаров и лансеров-жандармов победа далеко не обязательно доставалась рейтарам. Собственно, в той же гражданской войне в Англии шотландские лансеры показали себя очень неплохо, а польские гусары (лансеры в чуть ли не чистом виде) до 17 века считались лучшей кавалерией Европы и плевать хотели на рейтар (причем весьма успешно).
Такшта не все так однозначно, я б сказал.
Отсутствие за плечами многолетней подготовки больше не было неустранимой проблемой. Всё решал личный опыт битв, отвага и Фортуна.
Как бе аристократам, нанимавшимся в рейтары и ландскнехты по умолчанию платили двойное жалование. Не потому, что они блаародные. А потому, что у них была эта самая многолетняя подготовка. В 16 веке исход битвы слишком часто решала рукопашная, в которой один аристократ по прежнему стоил нескольких простолюдинов (если не говорить о швейцарских парнях с их традицией боевой подготовки чуть ли не всего мужского населения страны). Поэтому отвага и удача это конечно хорошо и здорово, но мастерство владения холодным оружием и качественные доспехи могут отвагу и удачу похерить довольно легко.
оффтопно: я вот читаю разные фэнтезя и размышляю на тему, как повлияло бы на доспех и прочее снаряжение применение не огнестрела, а магии. Все эти файерболы и прочая фигня должны были бы как-то отразиться, а авторы любовно описывают если не классическую латную "консервную банку", то вполне традиционные кольчуги, кирасы и прочее.
В принципе, если рассматривать файрбол как объемный взрыв, то нет проблем посчитать давление, температуру и прочие радости бытия, задав как исходные данные размеры этого самого огненного шара в момент взрыва. А дальше можно делать допущения, например: маг с помощью етической силы разложил воду на водород и кислород, считаем по взрыву гремучего газа. Смотрим, чего получается.
И оказывается, что от ударной волны броня (любая) защищает не очень хорошо, от теплового воздействия в принципе защищает, но как защитить глаза, например?
И так с любыми заклинаниями. Можно предположить, как действует магия, а потом попытаться прикинуть, как этому противодействовать. В любом случае, это будет теория)
Помню морфологическую таблицу влияния на общества магии кто-то составлял, так вот с военной техникой и вообще искусством так же.
Зачаровывание предметов, все дела.
Если у тебя есть возможность придать
иглешилурапире прочностьнормального двуручникасовременных сплавов, к примеру.))))Если брать файербол как взрыв гремучего газа, магу, вероятно, надо одновременно создавать силовой "сосуд", который не даст гремучке растекаться по воздуху, теряя концентрацию. а то вся гремучесть быстро улетучится))
И что-то никто из авторов такое детально не расписывает, хотя это было бы самое интересное. В самом лучшем случае, описывают некие "плетения". А вот штоб просто посчитать плетения по закону Ома или там хотя бы через число Авогадро - не, математику не проходили. И физику с химией тоже.
При этом отсутствие брони не защищает совсем.
По факту магию делают "игнорирующей броню" просто из соображений "баланса". "На самом деле" (тм) значительная часть таких воздействий теряет эффективность с увеличением бронезащиты цели.
но как защитить глаза, например?
Если у нас есть магия, то у нас есть стеклодувы и, соответственно, линзы и очки для лыцарей. Что, кстати, увеличивает среди них количество "снайперов".
Ну и по большому счёту, если у нас есть магия, то у нас есть зачарования на защит и атаку, что повышает эффективность специально обученного рыцаря в разы по сравнению с всё тем же полуголодным пейзанином с палкой.
можно использовать волосяные сетки.
Тут есть неприятная штука - чистая ударная волна, без осколков, может человеку без брони нанести меньшие повреждения, чем человеку в броне.