воскресенье, 07 сентября 2014
Оригинал взят у в
Янг-эдалт VS романсе. Ключ к успеху. Чувствую, назрело хоть в двух словах сказать о двух популярных литературных форулах.
Литературная формула "янг-эдалт" (young adult) - юные взрослые - адресуется к аудитории от 16 до 24 лет, то есть к молодым людям, которые за первые собственные собственные деньги покупают книги, содержащие именно то, что их не поощряли читать родители и педагоги. А именно: мистику, любофф (большую и практически чистую), секс, как-бы-насилие, победа и успех особенного героя.
читать дальшеВ основе сюжета, соревновательность, победа в которой предопределена специфическими личными качествами героя, как правило, женского пола + ром-линия в которой герой выбирает из нескольких претендентов + обилие диалогов из коротких фраз, составляющие до двух третей текста. Повествование от первого лица. Сеттинг и общая стилистика зависит от жанра - литераная формула вообще хороша тем, что может быть реализована в любом жанре, но в большинстве случаев это лав-стори и фэнтази. Однако
стеб, ирония, а так же элементы хоррора и треша НЕ ДОПУСКАЮТСЯ, т.к. препятсуют идентификации читателя с глав-героем. Можно ситуативный юмор (типа сакраментального: мое подсознание свалилось под диван как кусок дерьма (С)). Есть нюансы, но это главное.
Особь мужского пола может быть главгероем в янг эдалт - вспомните "Королевскую битву", сериал "Мерлин" и прочих Перси - повелителей молний..

На сегодня YA самый коммерчески востребованный жанр именно в силу невзыскательности аудитории, книги эти пекут как пирожки и раскручивают тоже по формуле: вброс в существующие сетевые фан-сообщестева, формирование спцифического фана - публикация с гарантированными продажами в рамках фана - экранизация - допечатка с постером на обложке, привлечение и развитие нового фана.
Кому не нравится - пусть убьёт себя ПСС Достоевского или Джойса.
Несколько особняком стоит в этом ряду роскошное "Тепло наших тел", но даже этот роман экранизировали как чистый и незамутненный "янг эдалт".
К янг-эдалт близка формула "романсе" (короткий любовный роман, как правило, о первой любви).
Принципиальное отличие - в YA главная сюжетная линия - личная победа в соревновании, даже если это соревнование за внимание любимого. Глав-герой янг-эдалта активен и лично борется за свою цель. В "романсе" - единственная сюжетная линия, и только романтическая, а его героиня вполне может выступать в качестве объекта или приза, не участвовать в сюжете активно, а только наблюдать и фиксировать происходящее. Пример: Юри сказала, что Харкуи и Акира опять подрались из-за меня в мужской раздевалке. Я пошла туда и острожное заглянула в надбитое окно. О, Боже что я увидела! Лучше бы мне этого никогда не знать. На потном бицепсе Харуки была красивая разноцветная татуировка с моим именем в обрамлении оранжевых бабочек и аленьких цветочков. Теперь по школе точно поползут слухи. Мне стало так стыдно, что я быстренько убежала...
В YA героиня обязательно будет разнимать парней или вообще колотить обидчика своего любимого, пока не станет очевидно, что у неё стальной кулак, а он бессмертный чародей.

Стилистически романсе менее динамичен, зато более живописен, содержит много описаний одеваний-раздеваний, трапез, учебы, любовных стенаний, пересказов действий и происшествий одного героя другим и т.д.. Романсе более узкая, потому менее распространенная формула, в ЮВА издается в виде богато иллюстрированных книжечек.
Итак, беритесь за перо, господа!
@темы:
писательское
Потому что янг адалт — это еще и Кори Доктороу и Скотт Вестерфельд, и Патрик Несс, и Рик Янси (это я про "Монстролога", а не про ужасную "Пятую волну"), и Джозеф Дилейни, и Брендон Сандерсон и еще дофига имен, которые не подпадают под описанный автором поста шаблон.
Впрочем, если автор читал только "Тепло наших тел", а потом заполировал Перси Джексоном, могу ему только посочувствовать.
Не, я даже согласна, что такого добра, которое описал автор, в янг адалт хоть ложкой ешь. И, самое печально, именно оно у нас в основном и переводится. Но человек явно плавает в той теме, о которой решил судить. Если бы он написал пост на тему "Какую лажу у нас издают", я б ничего против не имела. Хотя, опять-таки, перечисленных мною авторов у нас тоже издавали (правда, кое-кого так и не перевели до конца).
О, еще одно имя вспомнила. Даррен Шэн. Тоже никаким боком не подпадет под описанную схему.
На мой взгляд, романс — это литература а-ля сумерки. В смысле, с главной героиней, которая либо человек либо нечисть, а вокруг нее вьются загадочные молодые люди, тоже то ли люди, то ли нечисть. И упор на все эти шуры-муры. Анимешник внутри меня называет это гаремным седзе.
А вот собственно янг адалт ничем особо сильно от адалта не отличается, кроме того, что ГГ здесь подросток и секса и насилия поменьше, чем во взрослых книгах. Хотя если вспомнить "Монстролога" и "Аюамарку"... Не сильно там меньше бывает насилия. Если автор хороший, то и книга будет хорошей, и читать ее будет интересно в любом возрасте. Что касается успеха, победы и прочей Марти-Стьюшности, так это и во взрослой литературе навалом.