15:14

08.09.2014 в 15:00
Пишет  А. Кришан:

Шпаргалка для писателя
1. Время года (1 раз).
2. Время суток (1 раз в эпизод).
3. Погода, осадки (1 раз в эпизод).
4. Цвета (по всему тексту).
5. Запахи (по всему тексту).
6. Вкус.
7. Тактильные ощущения – необязательно.
8. Температура (воздух, вода, металл) – необязательно.
9. Болевые ощущения – необязательно.
10. Убрать глупые "Свой, своя, свои…"
11. Убрать лишние "Был, были…"
12. Исправить предложения 1 подлежащее + несколько сказуемых ("Гусеницы").
13. Проверить, одинаковы ли времена у глаголов в одном абзаце.
14. Проверить, в одном ли стиле написан текст.
15. Убрать "Видимо, действительно, однако, впрочем".
16. Проверить активность глаголов.
17. Нет ли слащавости (свифтиков).
18. Диагнозы (заволновался, испугался) заменить описанием симптомов (покраснел, выступил пот).
19. Проверить, использованы ли Сравнения?
20. Обработать программой "Свежий взгляд".

О пользе "Шпаргалки писателя"

Мозг можно тренировать так же, как и любую мышцу, нужна лишь методика и ее неукоснительное исполнение – в течение какого-то, немалого (!) периода. Методика употребления "Шпаргалки писателя" не требует жестких тренировок, все, что требуется – это повесить перед собой клочок бумажки. И не забывать, что это – руководство к действию.
Разумеется, запрограммировать себя можно по любой произвольной программе, достаточно знать собственные слабости. А коли они еще не ведомы – воспользоваться чужим опытом, дополняя, в дальнейшем, список теми пунктами, кои сочтете нужными. И удаляя то, что посчитаете бесполезным.
Объяснения:
Пункты 1-9 включают напоминания об употреблении обязательных компонентов описаний. Вероятно, стоит подумать и о том, чтобы не забыть описать внешность героев. Дерзайте!
Пункты 10-11 указывают на те слова-паразиты, употреблением которых грешат практически все начинающие. Не стоит лазить "своей рукой в свой карман". Что же до обилия "был-были", то не стоит уподоблять текст русского автора машинному переводу с английского.
Пункт 12 – Как видно из предложения, начатого словами: "Ну, то, что Александр Александрович стал вторым в истории нашей страны гроссмейстером, получил…", ясно, что сей недостаток пока не изжит!
Пункт 13 – объяснить, что сие означает, затрудняюсь.
Пункты 15-18 – список слов, которых следует всячески избегать в речи от автора, в диалогах героев – пожалуйста! Скорее всего, список стоит дополнить.
Пункт 19. Для некоторых начинающих авторов мысль о том, что употребление метафор является едва ли не первейшим признаком литературного произведения может оказаться новой…
Пункт 20. Это – тоже на ваш вкус. Программа выделяет одинаковые кустики слов, находящихся в "опасной близости". Например, одно и то же слово, повторенное дважды в одном предложении. Программа очень помогает при авторской правке текста. Но кому-то употребление компьютерных программ против шерсти. Нет проблем – выкидывайте этот пункт!

URL записи

@темы: писательское

Комментарии
08.09.2014 в 15:42

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Спасибо, утащу к себе. Вроде бы всё больше прописные истины, но иметь перед глазами не мешает.

Пункт 13 – объяснить, что сие означает, затрудняюсь.
Типичная ошибка начинающих авторов. Или просто невнимательных. "Я иду по улице, солнце светит, птички поют. Вдруг из-за поворота выбежал маньяк, сделал злобное лицо и хватил меня пыльным валенком по голове". :gigi:

Для некоторых начинающих авторов мысль о том, что употребление метафор является едва ли не первейшим признаком литературного произведения может оказаться новой
Как и то, что злоупотребление ими может оказаться первейшим признаком начинающего автора. :)

Обработать программой "Свежий взгляд".
Чего только ни придумают... Надо найти и ознакомиться. :)
08.09.2014 в 17:17

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Вот только что наткнулась на пример к п. 13.
"Комиссаржевский преувеличенно почтительно раскланивается и снова придвигается к фортепиано. Мать разворачивает ноты… Когда за первыми аккордами аккомпанемента прозвучала первая фраза: «Я помню чудное мгновенье…» на лицах слушателей застыло недоумение. Чёрные глаза Горчаковой с каждой нотой выражали всё больший и больший ужас".
Автор мемуаров — маститая детская писательница...
08.09.2014 в 17:23

Оладушка, я и сама иной раз у себя такое обнаруживаю. Но на мой взгляд, смешение времен далеко не всегда является недопустимым. Иногда оно служит большей выразительности текста. Но редко.
08.09.2014 в 19:10

Попросила цыганку погадать. Та посмотрела на мою ладонь и молча вернула деньги. // — Кто это воет на болотах, Бэрримор? — Кто угодно, сэр. У всех есть повод повыть на болотах.
Шано, согласна с тобой, иногда это может быть использовано как приём — и будет очень здорово. Конечно же, каждый случай надо рассматривать конкретно.