07:02

02.06.2015 в 05:14
Пишет  silent-gluk:

Как устроены тексты поздних Стругацких
Оригинал взят у ЖЖ-юзера vchernik в Как устроены тексты поздних Стругацких
(источник)
10:21

Как устроены тексты поздних СтругацкихФОТО: Стругацкие на балконе. 1980-е

Опубликовано: предоставлено для публикации в журнале «Реальный мир»

Дмитрий Володихин

Братья Стругацкие получили необыкновенную известность и высокую признательность советской интеллигенции после выхода повестей, созданных ими в 1960–1970-х годах. Работы, относящиеся к раннему, «романтическому» периоду, завершившемуся с публикацией «Попытки к бегству» (1962), уже сделали АБС весьма значительными фигурами в нашей фантастике. Но впоследствии они постепенно перешли на второй план, уступив пальму первенства повестям «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Понедельник начинается в субботу», «Парень из преисподней, «Малыш», «Улитка на склоне», «Пикник на обочине».

Тексты 1960–1970-х отличались высоким градусом публицизма — большим, чем в период «Страны багровых туч» и «Пути на Амальтею»; это литература социально-философских идей. Но она

а) Делалась языком, близким потенциальному читателю;

б) Делалась на очень высоком драйве;

г) Делалась в рамках фабульной конструкции, которая основывалась на сюжете-приключении, либо на сюжете-расследовании, т.е. имела детективную составляющую;

д) Была чрезвычайно насыщена диалогами, при сухом, рубленом способе изложения, малом числе прилагательных, малом числе длинных предложений с разного рода сложноподчиненным наворотами и деепричастными осложнениями.

В 1980-х годах ситуация резко изменилась. Притом не видно, чтобы эта метаморфоза коснулось мировоззрения АБС, взглядов, которые ими исповедовались, идей, которые их волновали. Нет, речь идет о способе строить тексты, о творческом методе.

Эти изменения видны на примере трех широко известных текстов АБС, связанных с 1980-и годами: «Хромая судьба», «Волны гасят ветер» и «Отягощенные злом».


читать дальше


URL записи

@темы: книги, писательское

Комментарии
02.06.2015 в 08:09

Рамина, Королева Полевых Мышей
теперь — от представления о том, что писатель обязан делать свои тексты «удобными» для читателя.
И правильно!
02.06.2015 в 08:14

Ramine, Reine des souris, это могут себе позволить только мэтры. Да и то потом жалуются на то, что читатель потерял интерес к их творчеству
02.06.2015 в 08:21

Рамина, Королева Полевых Мышей
Да и то потом жалуются на то, что читатель потерял интерес к их творчеству
И зря) Нечего потакать дурновкусию)
02.06.2015 в 11:07

Помнится, когда поздние вещи были впервые опубликованы, мне они очень не понравились. Ибо не так уж сложно описывать скверное прошлое, невыносимое настоящее и безрадостную перспективу.

А ты попробуй сегодняшний день не продолбать!