Оригинал взят у в post
Случайная, недодуманная мысль, подлежащая обсуждению и опровержению.
Традиционный приключенческий сюжет, как правило, основывается на «парохиальном альтруизме», на разделении своих и чужих. Как только начинается настоящая серьезная заваруха, действующие лица немедленно делятся на своих, «которых жалко», и чужих, «которых не жалко». Как для героев, так и для читателя/зрителя. Причем в число тех, которых не жалко, записываются не только враги, которых надо уничтожить, но и случайные мимокрокодилы, не входящие в число своих. Их тоже не жалко. Это очень наглядно видно по массовым сценам из любого блокбастера, когда очередной джаггернаут катится по улицам, давя всех подряд - но это все не важно: главное, чтобы герой нашел свою героиню и своего ребенка целыми и невредимыми, тогда будет считаться, что все закончилось хорошо. В нормальной ситуации (или в реалистическом романе) нам, в общем, небезразличны все живые твари, включая вон того перееханного машиной уличного котика. В ситуации «приключения» включается механизм, прекрасно сформулированный Сапковским: «я добр к себе и своему непосредственному окружению». Вот кого «я» (в данном случае и читатель/зритель в том числе) включил в число своих, тех и будем спасать, о тех и будем скорбеть, если они вдруг погибнут; а остальные не считаются.
Механизм этот прост, понятен и явно восходит ко временам до-разумным. Потому он так легко срабатывает в жизни; потому же его так легко запустить фильмом или текстом. «Во всякой непонятной ситуации спасай своих и плюнь на остальных», это норма для любого стайного животного. Исключения - когда спасать надо не «своих», а всех, - чрезвычайно редки: мне навскидку только «Далекая радуга» вспоминается.
Вообще, наверно, самые захватывающие сюжеты - это те, что основаны на самых примитивных животных механизмах. Чем примитивнее - тем более захватывающий, тем шире целевая аудитория (ну да, порно тут, конечно, вне конкуренции...)
А самые лучшие - это те, которые каким-то образом заставляют читателя преодолеть свой «парохиальный альтруизм», оставаясь при этом захватывающими...
Это все не беда: беда, когда человек в реальности оказывается в ситуации, когда включается механизм разделения. Хуже только, когда человек без нужды, сидя в тепле и безопасности, включает у себя этот механизм и начинает делить людей на тех, кого "надо спасать", и тех, кого "не жалко".
Традиционный приключенческий сюжет, как правило, основывается на «парохиальном альтруизме», на разделении своих и чужих. Как только начинается настоящая серьезная заваруха, действующие лица немедленно делятся на своих, «которых жалко», и чужих, «которых не жалко». Как для героев, так и для читателя/зрителя. Причем в число тех, которых не жалко, записываются не только враги, которых надо уничтожить, но и случайные мимокрокодилы, не входящие в число своих. Их тоже не жалко. Это очень наглядно видно по массовым сценам из любого блокбастера, когда очередной джаггернаут катится по улицам, давя всех подряд - но это все не важно: главное, чтобы герой нашел свою героиню и своего ребенка целыми и невредимыми, тогда будет считаться, что все закончилось хорошо. В нормальной ситуации (или в реалистическом романе) нам, в общем, небезразличны все живые твари, включая вон того перееханного машиной уличного котика. В ситуации «приключения» включается механизм, прекрасно сформулированный Сапковским: «я добр к себе и своему непосредственному окружению». Вот кого «я» (в данном случае и читатель/зритель в том числе) включил в число своих, тех и будем спасать, о тех и будем скорбеть, если они вдруг погибнут; а остальные не считаются.
Механизм этот прост, понятен и явно восходит ко временам до-разумным. Потому он так легко срабатывает в жизни; потому же его так легко запустить фильмом или текстом. «Во всякой непонятной ситуации спасай своих и плюнь на остальных», это норма для любого стайного животного. Исключения - когда спасать надо не «своих», а всех, - чрезвычайно редки: мне навскидку только «Далекая радуга» вспоминается.
Вообще, наверно, самые захватывающие сюжеты - это те, что основаны на самых примитивных животных механизмах. Чем примитивнее - тем более захватывающий, тем шире целевая аудитория (ну да, порно тут, конечно, вне конкуренции...)
А самые лучшие - это те, которые каким-то образом заставляют читателя преодолеть свой «парохиальный альтруизм», оставаясь при этом захватывающими...
Это все не беда: беда, когда человек в реальности оказывается в ситуации, когда включается механизм разделения. Хуже только, когда человек без нужды, сидя в тепле и безопасности, включает у себя этот механизм и начинает делить людей на тех, кого "надо спасать", и тех, кого "не жалко".
Да, и еще - "счастья для всех и чтобы никто не ушел обиженным" из Пикника на обочине.
Но механизм в реально ситуации, даже не всегда с непосредственной угрозой для жизни, еще как включается. Хотя совсем недавно читала про морскую катастрофу и как там один товарищ, сам не умея плавать, надевал жилеты на детишек и женщин, тогда как команда занималась спасением собсвенных жизней чуть ли не по головам тонущих.. Наверное на это способны еденицы. но все таки зная это, не утрачиваешь окончательно веру и надежду)))
Nunziata, из старой советской могу припомнить еще "Сдвиг" А. Щербакова.
Это, в общем-то, не менее традиционный, как минимум в современной культуре, сюжет, где герой является моральным абсолютистом который действительно не делит на своих и чужих, не говоря уже о недопустимости сопутствующего ущерба посторонним.
Не могу сказать что оно сильно лучше как литература/медиа просто за счет другой моральной позиции.
Более того, в нормальном "блокбастере" все же это оформляют как "все плохо, но хотя бы он спас свою собаку/семью/ребенка/любимую плюшевую игрушку, и теперь когда самый звиздец миновал мы будем пробовать все построить обратно".
Проблема в том что когда есть конфликт то спасать и своих, и чужих, и еще и посторнних... довольно трудно. Сделать так что бы это сохраняло напряжение конфликта и герой казался более слабым чем антагонист - практически невозможно.
а вот когда приходит конец всему... Я, честно говоря, читала на эту тему мало, в основном смотрела, и в этих фильмах, как правило (прежде всего или только) спасают своих или тех. кто в процессе случайно вдруг становиться своими - ну герой одиночка и вдруг незнакомая девушка со всем вытекающими последствиями
А реальности вообще непредсказуемо