Оригинал взят у в
Марк Твен как-то на склоне лет сказал, что он всю жизнь тщетно пытался найти ответ на два вопроса: откуда берется пыль и куда исчезают деньги? Постоянно возникающая "из ниоткуда" пыль в жилищах раздражала не только его, и люди испокон веков боролись с ней при помощи веников, метел, тряпок и щеток. Но переломный момент в этой борьбе наступил только 114 лет назад, 30 сентября (по другим данным, - 30 августа) 1901 года, когда англичанин Хьюберт Сесил Бут запатентовал электропылесос.
В том же году его изобретение поступило в продажу. Выглядело оно просто шикарно, см. фото вверху. Ниже - газетная реклама бутовского пылесоса, с фотографией, на которой можно рассмотреть его устройство. Обратите внимание, что воздух он всасывал не вентилятором, как все современные модели, а поршневым компрессором.
читать дальше

Однако попытки механизировать процесс единоборства с вездесущей и всепроникающей пылью предпринимались и ранее. Первое более-менее удачное механическое приспособление для домашней уборки придумал и запатентовал в 1869 году американец Ив МакГаффи. Принцип его работы понятен из патентного чертежа, размещенного слева-внизу. Вращение маховика через ременную передачу приводило в действие вентилятор, который засасывал пыль в мешок, укрепленный на рукоятке.
Справа - усовершенствованная модель пылесоса МакГаффи, снабженная колесами, вращающейся щеткой и ящиком-пылесборником.

Вентилятор с ручным приводом создавал слишком слабую тягу, поэтому первые пылесосы работали неважно. К тому же, многих отпугивала высокая цена - 25 долларов, которую заломил МакГаффи за свое изобретение. В те времена средняя зарплата в США составляла 8-10 долларов в месяц. В результате первая "подметалка" не получила распространения и вскоре была забыта.
Гораздо более удачным и коммерчески успешным был "меховой пылесос", выброшенный на рынок американской фирмой "Дэйзи" в 1890 году.

"Меховой" - не потому что он делался из меха или предназначался для чистки шуб и манто, а потому что воздух в него всасывался ручными мехами наподобие гармошечных или кузнечных. Уборщик ставил такой пылесос на пол и одной рукой качал взад-вперед рычаг, раздувавший мехи, а другой - орудовал шлангом с насадкой. Эти же мехи одновременно служили пылесборником. Чтобы само устройство не раскачивалось при работе, его требовалось придерживать ногой, для чего на подставке имелась ступенька.
Пылесосы "Дэйзи" и их аналоги быстро завоевали популярность и выпускались в больших количествах почти четверть века. Некоторое время они успешно конкурировали даже с электропылесосами благодаря своей дешевизне.

Рекланый плакат фирмы "Дэйзи" и образцы ее продукции. На плакате продвинутая леди, купив пылесос, отказывается от услуг уборщицы
Слева - крупный "меховой" пылесос с четырьмя мехами, приводившийся в действие вращением массивного штурвала. Для работы с ним требовались два человека. Справа - ручная портативная модель без шланга.
Между тем, появление мощных, но тяжелых и громоздких компрессорных пылесосов с моторным приводом обусловило создание "коллективных" моделей, которые могли одновременно обслуживать несколько квартир и даже домов. Эти пылесосы ставили на конные повозки, которые объезжали жилые кварталы, предлагая услуги по избавлению от пыли. Внизу - старинное фото одной из таких "повозок-пылесосок" в работе и сохранившийся музейный образец.


Потом на смену повозкам ненадолго пришли "автопылесосы", в которых компрессор работал за счет отбора мощности от автомобильного мотора.

Были и "миниатюрные" модели для индивидуального пользования, вроде вот этого домашнего пылесосика "Элмо", выпущенного фирмой "Сименс" в 1906 году.

В первые годы ХХ века пылесосостроение прогрессировало молниеносно. Уже в 1904 году американская фирма "Вестерн-Электрик" наладила выпуск прямоточных вентиляторных электропылесосов "Стюртеван", чья схема впоследствии стала классической. Машины с такой же компоновкой и работающие по тому же принципу выпускаются до сих пор, хотя выглядят они, конечно, совсем иначе.

"Стюртеван" был не только первым прямоточным вентиляторным пылесосом, но и одним из первых бытовых механизмов, сделанных из алюминия.
В заключение замечу: мне очень жаль, что в XIX веке никому так и не пришло в голову сделать пылесос с паровым двигателем. Дарю эту идею писателям-стимпанкерам, читающим мой журнал.