Оригинал взят у в Как Пикассо и Аполлинера привлекали за кражу "Джоконды".
Ранним утром во вторник 22 августа 1911 года почтенный живописец Луи Беру пришел в музей делать наброски для картины «„Мона Лиза“ в Лувре». Тут и обнаружилось, что портрета нет. Однако, служители Лувра долгое время не хотели вызывать полицию, они были уверены, что портрет унесли фотографировать. И тем не менее, пришлось признать, что знаменитая картина была похищена. На служебной лестнице нашли раму и стеклянный короб от картины, а на набережной Сены ручку, оторванную от двери, ведущей на ту самую лестницу. Сравнение отпечтка мизинца, найденного на стекле, с отпечатками двухсот пятидесяти семи сотрудников музея результата не дало. «Джоконда» исчезла между 7.25 и 8.35 утра в понедельник, когда музей был закрыт для посетителей, а в его залах велись дежурные работы. Далее, при инвентаризации обнаружилось, что похищено еще более 300 экспонатов. На первых порах самой популярной была версия, что похищение совершили политические радикалы: например, анархисты, которые еще сравнительно недавно при помощи бобм и пистолетов приближали светлое будущее.
7 сентября полиция арестовала тридцатиоднолетнего Вильгельма Альберта Владимира Александра Аполлинария Вонж-Костровицкого, именовавшего себя поэтом Гйомом Аполлинером. На основании его показаний допросили тридцатилетнего испанца Пабло Пикассо, утверждавшего, что он художник. Жизнь парижской богемы того времени больше известна по опереттам, где молодые и бедные художники и поэты влюблены в прекрасных цветочниц. На самом деле молодые художники и поэты общались в том числе со всякими обитателями парижского дна - проститутками, ворами, аферистами и т.д. Вот и имя Пикассо уже упоминалось в связи с убийством в 1908 году живописца Адольфа Стенеля и его тещи. В компании Аполлинера и Пикассо вращался мутный бельгиец Жери Пьере, которого Аполлинер именовал своим секретарем. Пьере оказался не только собутыльником, фантазером, сплетником, игроком и славным малым, но и вором: дважды он приносил Аполлинеру статуэтки и финикийские маски из Лувра. Аполлинер гнал его прочь, осыпая бранью, но кубист Пикассо, увлеченный примитивным искусством, охотно покупал краденое. Через редакцию газеты «Пари журналь» Пьере вернул одну статуэтку и пустился в бега, причем Аполлинер купил ему билет и проводил на вокзал. Оставшиеся у Пикассо две статуэтки друзья решили (но не утопили) утопить в Сене: повсюду им чудились «флики», следящие за каждым их движением. Утром они вернули статуэтки проверенным и распространенным способом — через газету. Тут-то их и повзяли.
Аполлинер провел в тюрьме Сантэ всего пять дней, но писал там столь отчаянные стихи, словно с минуты на минуту ждал приглашения на эшафот. «Здесь надо мной могильный свод, / Здесь умер я для всех». «В какой-то яме, как медведь, / Хожу вперед-назад». «Сорви же с меня терновый венец, / Не то он мне в мозг вопьется». Пикассо также не отличался стойкостью. По словам его подруги Фернанды Оливье, оба преступника на допросе плакали так горько, что следователю Дриу стоило неимоверных усилий сохранять серьезную мину. Уже 9 сентября Дриу получил из Франкфурта от измученного угрызениями совести Пьере (в 1912 году его заочно осудят на десять лет) письмо, снявшее с Аполлинера подозрения, а 12-го поэта освободили.
По книге Трофименков Михаил - Убийственный Париж



@темы: исторические россказни, картины