18:08

Как открытие берестяных грамот изменило взгляд на язык Руси и что значило слово «херь»


Отгадайте загадку: «Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписанную». Вы пока подумайте...


Нина Акулова, 30-летняя работница Новгородского мебельного комбината, летом 1951 года, будучи в отпуске по беременности, решила подработать. В провинциальном Новгороде вот уже почти 20 лет крупным сезонным работодателем была археологическая экспедиция под руководством московского профессора Артемия Владимировича Арциховского. Копали в самом центре города, в районе, который в древности назывался Неревским концом. Раскоп был большой — 18 на 18 метров. В него попала часть древней Холопьей улицы — на ней вскрыли 25 слоев деревянной мостовой (верхний относится к XVI веку, нижний — к Х-му).
Арциховского особенно интересовали обрывки бересты, которые в изобилии попадались на Неревском раскопе. Множество косвенных данных в древнерусских источниках указывало на то, что на бересте писали. Иосиф Волоцкий, религиозный писатель XV века, сообщал, что в обители Сергия Радонежского (нынешней Троице-Сергиевой лавре) «книги не на хартиях [пергаменте] писали, а на берестах». В XII века дьякон новгородского Антониева монастыря Кирик в письме спрашивал у архиепископа Нифонта, грешно ли, что люди бросают исписанные грамоты на землю и ходят по ним. Трудно было предположить, чтобы так обращались с дорогим пергаментом, а вот с берестой — запросто. Наконец, сохранились старообрядческие берестяные книги (самые ранние — XVII века). Правда, написаны они были чернилами. В сырой новгородской почве чернила не могут сохраниться. Впрочем, археологам попадались особые заостренные палочки, которые, как был уверен Арциховский, представляли собой писала для процарапывания букв на бересте.
И вот 26 июля 1951 года Акулова обнаружила на раскопе очередной свиток бересты.
Приглядевшись, она увидела на нем царапины, которые при ближайшем рассмотрении оказались буквами. Акулова подозвала начальницу участка Гайду Андреевну Авдусину, ученицу Арциховского. Авдусина подтвердила: на бересте процарапаны буквы. Позвали Арциховского. Тот на радостях выписал Акуловой премию.
Болотистая новгородская почва исключительно благоприятна для консервации бересты: материал естественным образом сворачивается в свитки и без доступа кислорода сохраняется веками. Но чтобы прочесть текст, свиток надо развернуть, а это очень сложно сделать так, чтобы береста не потрескалась и не развалилась. Методику обращения с ценным артефактом разработал реставратор Новгородской археологической экспедиции Алексей Кирьянов: бересту, найденную Акуловой, он промыл теплой водой с содой, осторожно развернул и зажал между стеклами. В таком виде она поступила Михаилу Тихомирову, одному из самых авторитетных советских историков, специалисту по археографии и палеографии.
Археологический слой, в котором была найдена первая береста, Арциховский датировал концом XIV века. Тихомиров указал, что начертания букв характерны для начала XV века. Текст сильно фрагментирован из-за повреждений бересты, но общий смысл грамоты уловим: это был перечень платежей с десятка сел (среди названий, прочитанных Тихомировым, — Васильево, Шадрино, Мохово), причитавшихся некоему землевладельцу по имени Фома.
читать дальше

@темы: Вавилон-18 по-русски

Комментарии
05.02.2016 в 18:37

Bats
Шано, а не хочешь почистить текст от реклам? Типа, Фотогалереи

Богатые и знаменитые: миллиардеры и их звездные подруги

Не вынесет двоих: самые громкие бизнес-скандалы эпохи Владимира Путина

Самые удачные новые бренды — 2016: рейтинг Forbes
Все фотогалереи →

а то сложно читать
05.02.2016 в 18:39

Dana Eilian, прошу прощения, я начало слегка почистила, а потом почемуто решила, что дальше все в порядке. сейчас попробую исправить
05.02.2016 в 18:46

Bats
Шано, спасибо большое! Статья очень интересная.
05.02.2016 в 19:04

I am a modern girl with a vintage heart ©
Шикаааарно =) А ты не читала книжку Татьяны Мироновой "Необычайное путешествие в древнюю Русь: грамматика древнерусского языка для детей"? Она как раз о Новгороде периода Ледового побоища, и там очень много таких вот штук о языке. =)
05.02.2016 в 19:18

Самоцветная Панна, у меня отложено напочитать, но когда я до нее доберусь...
05.02.2016 в 20:33

Очень интересно. (Особенно учитывая, что Новгород - мой родной город.)
06.02.2016 в 05:22

El sueño de la razón produce monstruos
Таким образом, произношение «келе» вместо «целый» — это систематическая особенность, которая на научном языке называется «отсутствие эффекта второй палатализации». Вторая палатализация — это переход заднеязычных согласных (К, Г, Х) перед гласными переднего ряда (Е, И) в переднеязычные (Ц, З, С). То есть архаичные формы были «келый», «гвезда», «керковь», «хедой», а после второй палатализации стало более или менее так, как нам теперь привычно. Тот же эффект превратил латинское родовое имя Кесар в Сезара/Цезаря более поздних языков.
Вторая палатализация произошла во всех славянских языках. Значит, она имела место в ту эпоху, когда все они были еще единым языком — праславянским. То есть не позднее VI века. А раз древненовгородский диалект является исключением из этого правила, остается предположить, что он отделился от праславянского единства еще раньше и потому не был затронут общеславянским процессом.


/*задумчиво*/
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B3%...